На промышленной выставке «Иннопром-2022» министр промышленности и торговли Денис Мантуров, заявил, что отечественная автомобильная промышленность миновала «наихудшую точку» и теперь наметился процесс восстановления производства. Постепенно дефицит пропадет, цены начнут снижаться, и на рынок будет выводиться все больше и больше новых автомобилей. Когда же ждать возвращения промышленности к докризисному уровню?
Падение производства
По информации Росстата, производство легковых автомобилей на территории России сократилось на 96,7% по сравнению с июнем 2021 года. Сборка ведется в основном коммерческого транспорта и грузовиков, в том числе и по армейским заказам. Всего с января по май 2022 года с конвейеров российских автомобильных заводов сошло 268 тысяч машин, что на 56,4% меньше, чем за тот же период прошлого года. При этом автодилеры в январе — мае 2022 года реализовали 318 114 транспортных средств.
Представители министерства промышленности и торговли уверены, что сейчас главной опасностью для автопрома является дефицит запчастей и комплектующих, которые решено частично доставлять за счет процедуры «параллельного импорта». Эта мера позволит загрузить предприятия недостающими деталями. С ростом производства снизится и дефицит предложения в сегменте легкового транспорта, из-за чего постепенно начнут снижаться и цены.
Как объяснил министр Денис Мантуров в интервью РИА «Новости», сейчас цена на новые автомобили существенно не снизилась, потому что цикл производства автомобилей занимает около 3-4 месяцев. В продажу идут те автомобили, которые производились с января по февраль 2022 года. Они остаются на складах, и дилеры продают их как захотят, то есть по разным ценам, в зависимости от наличия покупателей и установленного на машины дополнительного оборудования. Как результат, по оценке Минпромторга, стоимость новых автомобилей в России с начала года выросла на 25-30% без учета дилерских накруток. При этом, реальные розничные цены могут завышаться в два раза по сравнению с ценой конца прошлого года. Снижение цен ожидается только в 2023 году, когда рынок будет заполнен доступными моделями АвтоВАЗа.
Массовый сегмент оживает
Сейчас пик дефицита и роста стоимости пройден, и по мере восстановления производственных возможностей АвтоВАЗа, рынок получит больше предложений, и спрос снизится. Затем будут запущены конвейеры на «Моторинвесте», «Москвиче» и Автофрамосе», о которых министр упоминает очень часто. Правда, он же не раз заявлял, что основной объем автомобилей будет давать АвтоВАЗ.
Планируется,что в июле запустится сборка двух моделей так называемых «антикризисных» Lada Niva в ограниченных комплектациях без подушки безопасности, блока ЭРА-ГЛОНАСС и без ныне дефицитной ABS.
В начале следующего года планируется наладить выпуск «антикризисной» Lada Vesta, которая также получит ограниченную комплектацию без электронных помощников и ряда других опций.
В целом, АвтоВАЗ планирует выпускать до 800 тысяч названных антикризисных автомобилей в год. С появлением новых поставщиков и с запуском в производство необходимых комплектующих новые машины будут собираться в полноценных вариантах со всем электронным оборудованием. Планируется, что блоки ABS будут выпускать китайские поставщики. Сейчас ведется активный поиск новых партнеров.
Премиальных машин не будет долго
Правда, в премиальном сегменте роста предложения не будет еще несколько месяцев. Действует запрет в отношении поставок предметов роскоши, в число которых попадают и дорогие машины. Так, еще в апреле 2022 года в бельгийском порту Зебрюгге оказались заблокированы около 8 тыс. люксовых автомобилей, которые были предназначены для отправки в Россию. Модели Lexus, Cadillac и Mercedes прибыли из Азии и не смогли попасть в Россию из-за санкций Евросоюза.
Действует запрет и на производство аналогичных премиальных моделей на калининградском заводе «Автофрамос». Поток машинокомплектов и комплектующих прекратился, и предприятие остановило конвейер. Ранее там производились модели BMW, Hyundai, KIA и других марок.
Тормозится производство и на российских заводах иностранных марок. Volkswagen уже объявил, что не имеет производственных планов на 2022 год из-за того, что завод не получает комплектующих из-за рубежа, а ввозить их по программам «параллельного импорта» немецкий концерн не может по юридическим причинам. Нет ясности и у корейских брендов, которые остановили конвейеры на заводах под Санкт-Петербургом и хранят молчание в отношении производственных планов.
Отечественные же заводы не могут получать дефицитную электронику, потому как до сих пор не заработали в полную силу программы «параллельного импорта». Как передает ТАСС, «параллельный импорт» не получил распространения из-за бюрократических процедур.
По информации Ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД), наблюдается рассогласованность действий различных ведомств. Процедуры таможенного оформления, сертификация и вопросы гарантийного обслуживания не решены. Поэтому предстоит еще много сделать, чтобы перестроить автопромышленность на работу в новых экономических реалиях.