Не так давно председатель совета директоров корпорации «Русские машины» Зигфрид Вольф заявил: компания ГАЗ подумывает возобновить выпуск машин под маркой «Волга». Тех самых автомобилей, которых Анатолий Чубайс в 1992 году обещал «по две штуки за ваучер», на которые в 1997 году Борис Ельцин пытался пересадить российское чиновничество с подачи первого вице-премьера Бориса Немцова. К слову, той первой попытке побороться с любовью чиновников к иномаркам за госсчёт 1 апреля исполняется 20 лет.
Ельцин не шутил
Считается, что документ о поддержке отечественного автопрома Борис Николаевич подписал 1 апреля. «Ельцин подписал указ, — спустя несколько лет рассказывал об этой истории сам Борис Немцов. — Нужно обращать внимание не на его номер, а на дату: 1 апреля. Испугавшаяся бюрократия (несмотря на «шутливую» дату выхода документа. — Ред.) по всей стране повсеместно стала покупать российские автомобили, не только „Волги“».
Если быть точным, документ (и это был не указ, а распоряжение президента) Ельцин подписал 31 марта, а с 1 апреля он вступал в силу. Вот, что в нём предлагалось: «В целях экономии средств федерального бюджета и поддержки отечественных товаропроизводителей:
1. Установить, что с 1 апреля 1997 г. прекращается использование средств федерального бюджета на приобретение и аренду легковых автомобилей иностранного производства для обеспечения автотранспортом федеральных органов власти... 3. Правительству РФ принять необходимые меры по обеспечению улучшения качества выпускаемых отечественной промышленностью легковых автомобилей на основе широкой международной кооперации... Б. Ельцин».
В рассказах Немцова интереснее другое. Он, например, вспоминал о разговоре насчёт «Волг» с олигархом и тогдашним заместителем секретаря Совбеза России Борисом Березовским: «Когда всё начиналось, ко мне пришёл Березовский и говорит: „Ты серьёзно это затеял? Я заказал себе „Волгу““. Пауза. Говорю: „Замечательно!“ Отвечает: „Заказал „Волгу“ в Детройте, ты не возражаешь?“ В принципе, всё равно, лишь бы „Волга“ была».
Сам-то Немцов, как выяснилось позже, тоже ездил на машине, которая «Волгой» была лишь снаружи, а внутри — «Мерседесом». На бронированном «Мерседесе» продолжал ездить и президент России.
«Мы раз в три месяца возвращались к этой теме, — рассказывал Немцов. — Я приносил ему данные о том, сколько пересело, а через полгода сказал: „Понимаете, есть проблема в том, что вы свой собственный указ выполнять не хотите, и вряд ли высокопоставленные чиновники будут выполнять этот указ, потому что на вас смотрят“. Ельцин нажал на клавишу и сказал: „Загоняйте „Мерседес“ в гараж, давайте мне отечественный автомобиль“. В этот день он приехал в Кремль на „Мерседесе“, а уехал на ЗИЛе. А дальше в Кремле случилось 10 совещаний (насчёт того, как быть дальше с пересадкой. — Ред.). И всё».
После многочисленных саркастичных статей в прессе и сюжетов на ТВ за Немцовым закрепился образ легкомысленного политика с завиральными идеями. Сам он настаивал, что 80 % российской бюрократии выполнило указание, но у народа возникло ощущение, что ничего не произошло, потому что президент сам всё-таки продолжил пользоваться бронированным «Мерседесом». Формально распоряжение о пересадке на отечественные авто президент Ельцин отменил в апреле 1999 г.
Положа руку на сердце, «Волгу» (в 1997 году на ГАЗе выпускались автомобили в модификации 3102, 31029, готовилась к постановке на конвейер 3110) вряд ли можно было назвать комфортабельной представительской машиной. В советское время на ней передвигалось начальство среднего звена. В распоряжении руководства регионов и более высокого начальства были «Чайки» и «ЗИЛы», но в начале 90-х этим машинам вынесли приговор: морально и технически устарели. «Мерседес» в качестве представительского лимузина для главы государства выбрал сам Борис Ельцин.
Попытка номер два
После бесславной истории с «Волгами» о том, что государственным ведомствам не пристало покупать в качестве служебных авто иномарки, не вспоминали больше десяти лет. Пока эту тему не поднял Владимир Путин. В 2012 году — и тоже в апреле — бывший тогда премьер-министром Путин на совещании о развитии автопрома заявил: все органы власти, а также учреждения и предприятия, финансируемые из госбюджета, должны покупать автомобильную технику, произведённую на территории Единого экономического пространства России, Казахстана и Белоруссии. В это время в России уже работали, в отличие от 1997 года, сборочные производства иностранных автопроизводителей, где собирали в том числе и автомобили представительского класса.
В 2014 году правительство РФ выпустило свой вариант ельцинского распоряжения: постановление о запрете «на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Правда, позже Кабмину пришлось выпускать ещё и дополнительные постановления, чтобы сузить «лазейку» с арендой дорогих представительских иномарок.
И в Гараже особого назначения, который отвечает за президентский автотранспорт, и в распоряжении некоторых высокопоставленных чиновников по-прежнему остаются дорогие машины, произведённые за границей. Но возможности «кивать» на президента или отсутствие в России собственных машин самого высокого представительского класса скоро не будет. С 2018 года начнётся серийное производство целой линейки машин проекта «Кортеж»: бронированный лимузин (его премьера должна состояться на инаугурации вновь избранного президента в мае), просто лимузин представительского класса, микроавтобус и внедорожник.
А что же «Волги»? ГАЗ давно переключился на выпуск коммерческих автомобилей — «Газелей» в разных модификациях — хотя «Волга 3102» выпускалась до 2010 года. Как будто выполняя ещё распоряжение Ельцина, в 2008 году на ГАЗе купили американский Chrysler Sebring и начали выпускать машину под маркой Volga Siber. Но разразился экономический кризис, продать удалось лишь около 9 тыс. машин, производство остановили, загрузив две линии сборкой автомобилей других производителей. А вот теперь снова заговорили о «Волгах». Впрочем, речь, судя по всему, идёт о возможном выпуске под этой маркой машины типа «каблук», удобной для небольших грузоперевозок и, например, для дачников. Приехав на такой на шашлыки, можно будет сказать что-нибудь вроде: «Прикиньте, пацаны, „Волгу“ купил, почти такую, как у бати была».