Снегоходы, в отличие от автомобилей, с течением времени меняются мало. Одна конструкция может изготавливаться по 40 лет с малыми техническими усовершенствованиями. Это оправданно, так как рынок сравнительно небольшой и не всегда способен профинансировать разработку новой конструкции. А значит, появление нового отечественного снегохода — это всегда большое событие, в особенности если он оснащен 4-тактным двигателем с жидкостным охлаждением мощностью 87 л. с.
Без масла в холода
До сих пор конструкторы отечественных снегоходов придерживались строгой технической схемы, предполагающей размещение под капотом двухтактного 500-кубового моторчика воздушного охлаждения с вариатором. Смазка мотора маслом происходит здесь с помощью топлива. В бак добавляется масло, которое проникает вместе с бензином в цилиндры и смазывает рабочие поверхности. Такой тип моторов позволяет работать при очень низких температурах. Картера у них нет, поэтому загустевания масла не происходит, а рабочие части и валы всегда подвижны. Поэтому снегоходы умеют заводиться даже при 50 градусах холода. А это очень важно в условиях Крайнего севера, где экстремальные морозы не редкость.
Именно так работает старичок «Буран», легендарный отечественный снегоход, который давно стал рабочей лошадкой рыбаков, промысловиков и охотников. На Севере и в Сибири есть целые поселки, где в качестве транспорта используются «Бураны». Его карбюраторный мотор по звуку и запаху не спутаешь ни с чем, и он производится до сих пор.
Почему снегоходостроители по-прежнему используют карбюраторы? Дело в том, что другие системы питания (к примеру, впрыск) требуют электронного блока управления, который чувствителен к холодам. Если электронные «мозги» со всеми их датчиками выходят из строя, то завести снегоход невозможно. А при минус 50 это гарантированная гибель для путешественников. Карбюратор же гораздо надежнее и не зависит от капризов электроники.
Между тем карбюратор и двухтактный мотор не могут обеспечить высокую мощность, а значит, нет скорости и тех динамических характеристик, которые присущи иностранной технике. Долгое время на «Русской механике» шли разработки новой платформы для быстрого туристического снегохода, и вот при финансовой поддержке Фонда развития промышленности (ФРП) принципиально новый аппарат родился на свет.
Мотор — как у машины
«Вектор-1000» имеет принципиально иную конструкцию, нежели на «Тайге» или на «Буране». У него под капотом стоит уже 1,0-литровый 4-тактный впрысковый мотор с картером и насосом, а также жидкостное охлаждение с вынесенным радиатором. Посмотрим, как это хозяйство работает на снежных просторах.
Снегоход получился очень красивым. Светодиодные фары, необычная форма капота, новый дизайн ветрового стекла и прочие мелочи выглядят завораживающе. Обогрев получил не только курок газа, но и рукоятки-держатели для заднего пассажира. Кроме того, появилась передняя подвеска на рычагах.
Завожу снегоход — и устремляюсь по накатанной дорожке. Поездки на снегоходах гораздо эмоциональнее, чем на мотоцикле и — тем более — на автомобиле. Он дарит невероятную свободу передвижения. Можно проплыть через любой перелесок, замерзшую речку или поле. Главное при этом не спрыгивать вниз, иначе тут же окажешься по пояс в сугробе. Рыхлый снег готов проглотить любого нежданного гостя, если он не на охотничьих лыжах.
Снегоход позволяет открывать пространства без дорог и ехать буквально куда вздумается. Это ощущение сравнимо с полетом или хождением под парусом. И только звук мотора нарушает безмятежность окружающей спящей природы.
Нужно сказать, что 4-тактный китайский мотор работает гораздо тише и благороднее, чем двухтактный. Кроме того, он развивает 87 л. с., что сравнимо с автомобильными двигателями аналогичного объема, а для аппарата втрое легче, чем машина, эта мощность дарит невероятную динамику.
Быстрый и коварный
Чуть нажал на курок — и «Вектор» уже взлетает в снежной целине. Скорость на снегоходе ощущается примерно так же, как на водяном мотоцикле. Небольшие покачивания на снежных волнах сменяются жесткими прыжками. При 50 км/ч ехать уже страшно, при 70 км/ч охватывает ужас, а при 100 км/ч адреналин заливает кровь и хочется добавить побольше. Снегоход может развивать 120 км/ч, но при такой скорости легко свернуть себе шею на какой-нибудь кочке. Туристические снегоходы быстры, но обманчивы своей устойчивостью, а неподготовленная трасса на снежном поле полна невидимых сюрпризов.
Есть у снегоходов с жидкостным охлаждением и свои недостатки. Радиатор находится под сиденьем над гусеницей и охлаждается попадающим туда снегом. Если ездить по льду замерзших рек или озер, где снега мало, то двигатель начинает испытывать перегрев. Многорычажная передняя подвеска дарит комфорт при движении и отличается лучшей управляемостью, но плохо справляется с транспортировкой груженых саней. Нос снегохода задирается кверху, и он теряет управляемость. Кроме того, 4-тактный впрысковый двигатель более капризен на морозе, а это сразу ограничивает его применение.
В общем, мощный 87-сильный снегоход невероятно привлекателен для развлечений. Но охотники, промысловики и рыболовы посмотрят на эту игрушку свысока, как и военные. Им нужен аппарат, способный ездить в -50 °C и ремонтироваться в поле одной отверткой. Поэтому любимой техникой для арктических военных подразделений стала старушка «Тайга-Патруль» с 550-кубовым мотором и в особой комплектации. Ну а RM Vector 1000 пригодится для лыжных курортов.