Когти против когтей. Можно ли покупать самые дешевые «шиповки»?

При выборе покрышек на зиму водители рассматривают варианты из различных ценовых категорий. Порой покрышки именитых фирм отличаются от бюджетных моделей в два и более раза. Стоит ли на них тратиться и действительно их характеристики настолько хороши, что требуют существенной переплаты?

   
   

Типы колес

Все шины можно разделить на три основных ценовых категории. Основной спрос приходится на бюджетные модели, относящиеся к эконом-классу. Есть еще премиальные шины, предназначенные для дорогих автомобилей с нестандартными типоразмерами. Самые дорогие — это спортивные шины, разрабатывающиеся для специфических условий эксплуатации. Предназначены они для сухих и ровных дорог и мало пригодны для эксплуатации на обычных трассах.

Если автомобиль эксплуатируется зимой в городских условиях на малых скоростях, не выезжает на трек и не участвует в соревнованиях, то для него подойдут недорогие покрышки эконом-класса. Именно такие шины устанавливаются по умолчанию на конвейерах сборочных предприятий.

Шины премиального уровня отличаются тем, что дают повышенный комфорт при движении по чистому асфальту. У них немного лучший состав резиновой смеси, который обеспечивает хорошее сцепление с дорогой. Тем самым удается развивать зимой гораздо большую скорость. Правда, разница заметна только на немецких безлимитных автострадах. Такие покрышки можно различить по сериям High Performance или Grand Touring.

Спортивные покрышки отличаются высоким коэффициентом сцепления и при идеальных условиях хорошо цепляются за дорогу в поворотах. Однако в дождь и снег они теряют свои преимущества. Шины спортивного класса можно опознать по сериям Max Performance, Extreme Performance и Ultra High Performance. Еще одной их слабой стороной является высокая шумность и невысокий выбор. Их размеры начинаются от R19 или R20.

Второсортные модели шин

Среди бюджетных шин есть тоже свои эконом-модели. К примеру, у Nokian есть две линии покрышек. Шины Nordman 8 принадлежат к «второй линии». Их производят из более простых материалов, которые считались передовыми лет десять назад. Однако чтобы поддерживать характеристики Nordman 8 на высоте, количество шипов увеличено на 50%.

Вторая линия зимних шин есть и у Michelin. Это серия BFGoodrich g-Force Stud.

   
   

Continental изготавливает бюджетные шины Matador MP30 Sibir Ice 2.

Не отстает от конкурентов и фирма Pirelli, которая разработала для экстремальных рынков линейку недорогих колес Formula Ice.

В магазинах стали появляться и китайские изделия примерно схожей ценовой категории — Sailun Ice Blazer WST3 и GT Radial IcePro.

16-дюймовые шины Nordman 8 стоят более 10000 рублей за штуку. Модель предыдущего поколения Nordman 7 оценена в 8870 рублей. Недорогие шиповки BFGoodrich или Formula Ice схожи по цене. А отечественные шины Cordiant Snow Cross 2 предлагают купить за 5800 рублей за штуку.

Есть ли разница?

Издание «Авторевю» сравнило дешевые и дорогие шины на финском полигоне в Nokian Tyres. Наиболее комфортной в городской эксплуатации оказалась дорогая модель Continental VikingContact 7, которая набрала 10 баллов. Цена этой покрышки приближается к 9 тыс рублей. Схожие результаты показали Nokian Hakkapeliitta R5, Hakkapeliitta 10P по цене 9-15 тысяч рублей в зависимости от типоразмера. Если сравнить их с недорогими шиповками Nokian Nordman 8 (от 6100 рубелей), BFGoodrich g-Force Stud (от 5100 рублей) или Formula Ice (от 5200 рублей), то разница в комфорте оказываются не такой уж и большой — всего два балла из десяти. Однако если испытывать дорогие и дешевые шины на переменном покрытии, то разница исчезает совсем.

Дело в том, что финские покрышки создавались для скандинавских дорог со стабильными однородными покрытиями с чистым льдом или укатанным снегом. На этих дорогах лучше ездят колеса с меньшим числом шипов. В России же применяется технология очистки дорог до асфальта и в мокрой снежной каше их дренажные свойства оставляют желать лучшего. На свежевыпавшем снегу насыщенный резиной протектор работает посредственно, а основное зацепление дают шипы.

Поэтому не стоит гнаться за высокой технологичностью новых моделей, которые в России теряют преимущества. Здесь гораздо важнее количество шипов. Что же касается долговечности шипов, то срок их службы у всех моделей одинаков и составляет примерно три года.

В общем, бюджетные модели именитых фирм в реальных условиях эксплуатации почти не отличаются от дорогих собратьев. На скоростях до 100 км/ч разницы в поведении на дороге у шиповок почти нет, а значит, нет смысла и переплачивать. Зато при покупке дешевых колес можно сэкономить почти 40% бюджета на «переобувку».

Фрикционные шины

Исключение составляют фрикционные шины, то есть так называемые «липучки». В подборе этих покрышек необходимо быть более тщательным, потому как их сцепные свойства зависят от качества резины. Поэтому лучше переплатить и выбрать более дорогую модель. Хотя делать это целесообразно в основном жителям больших городов, где хорошо работают дорожные службы. Там же, где много льда и дороги не убираются неделями, тратиться не более дорогие фрикционные покрышки не только неразумно, но еще и опасно, потому как они заметно проигрывают шиповкам по тормозному пути на льду.