Современные автомобили относительно надежны, и при своевременном обслуживании на них можно ездить годами без необходимости заглядывать под капот. И это рождает необоснованные иллюзии, что новая машина почти неуязвима перед климатическими вызовами. Однако это далеко не так
В блоки управления автомобилей для глобальных рынков действительно закладываются программы управления зажиганием и приготовления смеси для широкого диапазона температур. С помощью правильно выставленных настроек мотор можно завести и при -40 °C. Благодаря передовым технологиям обработки металла, таким, как хонингование цилиндров, удается победить негативные последствия от резких температурных расширений.
Однако у каждого автомобиля есть слабые места, которые еще не удается скорректировать. Это рабочие жидкости, такие, как масло и антифриз. Все они имеют температурные пороги эксплуатации, и от них зависит работоспособность машины в холода.
Система охлаждения замерзает
В начале и середине прошлого века в автомобилях использовалось водяное охлаждение. К примеру, в Ford T вода циркулировала за счет температурного расширения. Затем появились более сложные моторы, потребовался насос-помпа, прокачивающий жидкость меньших объемов, но быстрее, обеспечивая лучшую теплоотдачу. Вплоть до восьмидесятых годов автомобили ездили на воде, которую требовалось ежедневно менять и сливать на ночь, чтобы она не замерзла в трубках и в радиаторе.
Антифризы значительно упростили эксплуатацию легкового транспорта. Незамерзающая охлаждающая жидкость на основе технических спиртов с химическими присадками не замерзает в суровые морозы. Нижний порог ее работоспособности — это -80 °C. Однако антифриз рекомендуют разбавлять дистиллированной водой в пропорции 1/1. При таком соотношении температура замерзания повышается и приближается к 40 градусам.
Но и это не значит, что автомобиль можно эксплуатировать до минус 40 градусов. Температура прокачиваемости охлаждающей жидкости гораздо выше, чем температура замерзания, и составляет примерно 30 градусов мороза. При ней жидкость превращается в желе, которое плохо прокачивается помпой по трубкам и каналам системы охлаждения. При запуске мотора при −30 или даже −35 градусах есть риск потери работоспособности системы и выхода из строя помпы из-за прекращения циркуляции антифриза и локального перегрева мотора.
Если вы покупали автомобиль с пробегом и неизвестно, какой антифриз в него залит, то лучше в морозы заглянуть под капот и постучать по бачку с жидкостью. Она должна плескаться. Но если жидкость там слишком загустела, ездить на автомобиле уже нельзя. Необходимо менять хладагент на новый.
Для стран с очень морозным климатом рекомендуется готовить смесь антифриза, которая содержит долю воды меньше половины. Тогда можно понизить температуру замерзания даже до минус 50 градусов.
Масло не смазывает и каменеет
Много проблем на морозе испытывает и масло. Производители синтетических смазочных материалов для легкового транспорта массового сегмента обычно рекомендуют использовать масла для зимы с вязкостью 0W, 5W или 10W. Они имеют нижний порог работоспособности в -35, -30 и -25 градусов соответственно. Если температура опускается ниже, то масло теряет способность прокачиваться через систему смазки и густеет. При -45 оно уже не только не прокачивается масляным насосом, но может даже препятствовать проворачиваемости механических частей мотора. Стартер натужно пытается провернуть коленвал, но бесполезно. Естественно, эксплуатировать машину уже нельзя.
Чтобы как-то оживить автомобиль в суровые морозы, автомобилисты греют двигатель и трансмиссию. Некоторые пользуются обычным феном, подключенным к электросети, и направляют струю теплого воздуха на картер мотора. Но лучше всего использовать так называемые предпусковые подогреватели.
Они встроены в систему охлаждения и способны согревать антифриз. Внешний моторчик прокачивает хладагент через двигатель и трансмиссию, повышая температуру масла до рабочих значений. А дальше уже можно запускать силовой агрегат без риска.