Дьявол в деталях. Китайские автодилеры захватывают отечественный рынок

Михаил Воскресенский / РИА Новости

За полгода доля китайских автодилеров в нашей стране увеличилась на 6% и продолжает расти. Что в такой ситуации делать владельцам многомиллионной армии «японок», «корейцев» и «европейцев» и не останутся ли они без обслуживания и запчастей?

   
   

Еще в январе этого года на долю автодилеров, работающих с автомобилями китайского производства в России, приходилось 60,4% рынка (2207 дилерских центров). Тогда как сегодня, как подсчитали эксперты аналитического агентства «Автостат», таких центров уже 2581, а их доля на рынке — 66%. Выросла и доля дилеров отечественных марок, но гораздо скромнее — с 14,7% до 15,6% за полгода. Зато у всех других иностранцев показатель резко пошел вниз. Доля дилеров японских автобрендов упала с 10,6% до 7,5%, у «корейцев» — с 7,4% до 5,6%, у «европейцев» — с 6,5% до 5,1%. Доля же американских брендов упала до микроскопических 0,2% от общего числа (против 0,4% полгода назад).

Учитывая, что дилерский центр — это не только место продажи (причем и оригинальных запчастей), но и обслуживания, возникает много вопросов. Например — не исчезнут ли совсем представительства других компаний, ранее широко представленных на отечественном авторынке и не возникнет ли в связи с этим проблема поставки запасных частей? 

«Средний класс пока предпочитает европейские марки автомобилей, — отмечает доцент кафедры статистики РЭУ им. Плеханова Ольга Лебединская. — Проблемы с их техническим обслуживанием усложнились незначительно, серьезнее ситуация с программным обеспечением премиальных автомобилей — фактически владелец иномарки эксплуатирует авто на свой страх и риск». Куда ни шло, если поломка мелкая, но выход из строя любого крупного агрегата, по ее словам, не покрыт ничем, кроме собственных денег автовладельца.

«Сокращение числа дилеров японских, корейских и европейских марок в России, действительно, свидетельствует о снижении их присутствия на рынке, однако их полное исчезновение маловероятно, — полагает доцент Финансового университета при Правительстве РФ Петр Щербаченко. — Вместо этого мы можем наблюдать укрупнение оставшихся сервисных центров, что может повысить стоимость их услуг, а также появление многобрендовых сервисных центров». 

Кроме того, по его словам, владельцы автомобилей этих марок могут столкнуться с высокими ценами на оригинальные запчасти.

«Сейчас заказать такие запчасти будет несколько сложнее, но возможность такая полностью не исчезнет — пока есть потребность, всегда найдутся компании, которые будут поставлять их на наш рынок, — считает глава Ассоциации “Российские автомобильные дилеры” (РОАД) Алексей Подщеколдин. — По нашим дорогам автомобилей только марки KIA и HYUNDAI бегает более двух миллионов штук, не говоря уже о “японцах” и “европейцах”. Кстати, в том же Китае все эти марки представлены, так что при наличии спроса наверняка найдутся желающие организовать поставки всего, что потребуется».     
   

Единственная проблема, по его словам — кузовные детали, потому что в Китае они отличаются и не всегда подходят к тем, что имеются на нашем рынке. А двигатели, подвеска и т. д. — без проблем, но за отдельные деньги. 

Ранее сообщалось о том, что отечественный авторынок будет стареть с каждым годом.