Еще несколько лет назад модные беспилотные автомобили считались шагом вперед в отношении безопасности. Разработчики уверяли, что автоматика позволит избавиться от нелепых водительских ошибок и спасти жизни многих граждан. Утверждалось, что компьютер никогда не устает и всегда остается бдительным, благодаря чему машины могут находиться в движение десятки часов подряд. Однако в процессе испытаний выяснилось, что автопилот не настолько надежен, как виделось. Он нередко устраивают нелепые аварии и немилосерден к пешеходам. Автоматика беспилотных машин уже не раз создавала аварии, в том числе и с человеческими жертвами. Поэтому инженеры ищут новые способы защитить пешеходов и даже животных от смертельных ошибок машинной логики.
Ошибки машинной логики
Как сообщает министерство транспорта РФ, в период с 2021 года по 2024 годы в России будут созданы правовые условия для внедрения высокоавтоматизированных транспортных средств (ВАТС) в транспортный комплекс. Обязательным условием является обеспечение безопасности участников дорожного движения и соблюдение установленных норм и правил. Между тем безопасность подобной техники пока не на высоте.
Автопилоты уже не раз устраивали аварии. Многим памятны аварии прошлых лет, когда система адаптивного круиз-контроля на автомобилях Tesla таранила грузовики, пожарные машины и припаркованные автомобили. В некоторых случаях происходили необъяснимые столкновения с бетонными ограждениями. На высокой скорости автопилот отворачивал в сторону и разбивал легковую машину, калеча пассажиров внутри. Однако формально электроника Tesla не является автопилотом. Это лишь продвинутый круиз-контроль с возможностью движения по автострадам.
Сейчас в городах тестируются более «совершенные» системы, способные передвигаться по городским улицам и перекресткам. И они тоже убивают и калечат людей.
19 марта 2018 года в темное время суток автомобиль Volvo с системой автопилотирования Uber передвигался в городе Темпе штата Аризона (США). Контролировала работу компьютера водитель-испытатель Рафаэла Васкес. В этот момент 49-летняя велосипедистка Элейн Херцберг шла по разделительной полосе автодороги и толкала впереди себя велосипед, груженный пластиковыми пакетами с продуктами. Затем она решила уйти с дороги и стала пересекать проезжую часть, где ехал беспилотный автомобиль. Произошло столкновение, в результате которого велосипедистка погибла.
После анализа записи с видеорегистратора полиция с удивлением отметила, что автопилот не снижал скорость перед ударом, хотя свет фар осветил человека примерно за 2 секунды перед столкновением. При этом скорость машины была порядка 60 км/ч.
Позднее выяснилось, что камеры Uber все-таки видели пешехода, но автопилот посчитал его силуэт за визуальную ошибку и не стал активировать тормоза. Находившийся в салоне водитель-испытатель не успел среагировать на нештатную ситуацию, потому как не следил за дорогой, а смотрел телевизионную передачу на смартфоне.
Чипы для защиты
Автомобили Uber во время тестов часто попадали в сложные нештатные ситуации, но на них успевали реагировать водители-испытатели и предотвращали ДТП.
Сейчас ученые ищут нестандартные решения для предотвращения ДТП. Самый радикальный из них — это оснастить все автомобили, а также пешеходов и животных особыми датчиками, передающими радиосигналы для их обнаружения любыми транспортными средствами.
Научные сотрудники Принстонского университета разработали устройства в виде часов с встроенным датчиком, конвертирующим сигнал, испускаемый от автономной машины, и передающий его обратно. Проведенные испытания прибора показали, что он успевает передавать сигнал движущейся машине за 36 метров до столкновения, чего достаточно для торможения или маневра уклонения. В этом случае электроника уже не может ошибаться и начнет активировать алгоритмы избегания ДТП.
Такие браслеты могут стать обязательными для всех участников движения в городах или на автострадах, где будут передвигаться беспилотные транспортные средства. Подобными чипами предлагается оснащать домашних собак, кошек и других животных, чтобы они не оказались под колесами высокоавтоматизированных транспортных средств.
Со временем чипы могут вшиваться в одежду или обувь. Тогда риск оказаться под колесами беспилотников может снизиться.