Раньше потеря давления в шинах приводила к резкому изменению управляемости. Автомобиль начинало тянуть вбок, в особенности, если проколотой оказывалась передняя покрышка. Однако современные легковые машины обладают отменной управляемостью и малочувствительны к потере давления в шинах. Их подвески компенсируют неравномерность кузова и помогают продолжать прямолинейное движение. В итоге, колесо может спустить полностью даже на ходу незаметно для водителя. Чаще всего это происходит с низкопрофильной резиной на задней оси. Поэтому не заметивший повреждения водитель может долго ехать на спустившей покрышке. Насколько это сказывается на ее работоспособности?
Незаметный прокол
Шасси автомобиля рассчитывается и настраиваются таким образом, чтобы не дать транспортному средству потерять управляемость при резком снижении давления в шинах во время разрушения покрышки на асфальтовых ямах. В помощь водителю идут электронные системы контроля, реагирующие на повреждения колеса. Они могут сигнализировать желтой лампой на приборной панели.
На тех же машинах, где сигнализатора нет, водителю приходится следить за давлением самостоятельно. Если невнимательность берет свое и водитель не замечает прокола колеса, то он рискует потерять покрышку.
Когда давление снижается, колесо сдувается, теряет жесткость, и машина уничтожает собственную резину.
«Жует» резину
Движение со спущенной шиной чревато ее повышенным износом и последующим разрушением. Сначала протектор продавливается внутрь и пятно контакта трансформируется. Оно становится больше, но основная нагрузка идет на боковины, которые прочнее середины. Протектор в этих местах начинает интенсивно изнашиваться.
В принципе, колесо продолжает работать и сохраняет сцепные свойства с дорогой. Но это длится недолго. При снижении давления на две трети возникает большой риск разбортировки покрышки. При экстренном торможении резину может сорвать с диска. А при снижении давления до 0.5-0.8 атмосферы внутри резины начинается необратимые процессы разрушения.
Если ехать с давлением ниже 0.5 атм, то спасти колесо уже не получится. До полного разрушения проходит примерно минут десять.
Резина собирается впереди валиком или подушкой, сминается и сдавливается при проворачивании колеса. От покрышки отслаиваются рабочие слои. Сначала страдает самое нежное внутреннее покрытие, отвечающее за герметичность. Оно опадает черном порошком. А далее разрушаются внутренний бандаж и текстильный корд. Про этот эффект говорят, что автомобиль «жует» резину.
Образование грыж
При периодических сдавливаниях и растяжениях лопаются нити корда, трескается резина и образуются грыжи. Покрышке осталось жить меньше двух-трех минут.
В эти моменты она начинает издавать странный шум и допускает удары по диску на кочках.
Если накачать такую шину компрессором, то на боковинах будут видны ряды вздутий, которые похожи на волдыри от ожогов на теле. Ездить на такой покрышке уже нельзя.
При дальнейшем движении колесо сдавливается до диска и происходит его разбортировка. Часть резины рвется и начинает с неистовым треском биться об асфальт. Автомобиль вибрирует и не заметить это невозможно. Водитель, наконец, останавливается и обнаруживает проблему.
В общем, если машина не оборудована системой оповещения о потере давления в шинах, то необходимо при езде присматриваться к малейшим изменениям управляемости и к шумам.
Нельзя игнорировать необычное акустическое сопровождение поездки. Если возникли странные биения и шумы снизу, то лучше остановиться и провести осмотр машины. Кроме того, полуспущенная шина определяется при проезде ям или лежачих полицейских. Если на неровности раздается более сильный удар по диску, и машина неестественно качается в сторону, то это верный признак проблем с одним из колес. Значит, покрышка не имеет штатного давления и ее необходимо ремонтировать.