Бережем трансмиссию. Какие хитрости продлевают ресурс «автомата»?

Funtap / Shutterstock.com

Правильная эксплуатация автомобиля с гидромеханической трансмиссией позволяет существенно увеличить ее ресурс. Как же ездить на автомобиле, чтобы автоматическая коробка передач прослужила как можно дольше?

   
   

Как устроен «автомат»?

Автоматическая коробка (АКПП) передач с гидротрансформатором конструктивно отличается от вариатора и от роботизированных трансмиссий. Переключение передач обеспечивается в ней за счет работы сложного гидроблока с клапанами, отвечающими за циркуляцию масла, а также фрикционных механизмов. Одной из важнейших деталей АКПП остается гидротрансформатор, с помощью которого и достигается удобство управления автомобилем. Как только водитель нажимает на тормоз, жесткая блокировка валов отключается и крутящий момент от двигателя к коробке передается через масляную муфту с крыльчатками, заполненными маслом. Прямой механической связи между ними нет, а вращаются они за счет давления масла, которое перебрасывается с лопастей одного колеса на другое. С помощью гидротрансформатора и достигается возможность избавиться от педали сцепления. Благодаря гидротрансформатору машина может стоять на месте даже в режиме D, если ее колеса будут удерживать тормозные колодки.

Можно ли прогревать «автомат» на тормозе?

Правильная работа гидротрансформатора зависит от циркуляции масла, поэтому для длительной и бесперебойной работы «автомата» необходимо обеспечить движение рабочей жидкости. В морозы необходимо прогревать автоматическую трансмиссию гораздо больше, чем ручную механическую. В холода при температурах ниже −15 градусов масло начинает густеть, его вязкость увеличивается, отчего снижается прокачиваемость через каналы гидроблока. Если начать активно жать на газ, вызывая избыточное давление в системе, то происходит сбой работы регулировочных клапанов и маслонасоса, отчего ощущаются удары и рывки. Такие же проблемы возникают при засорении масла, соленоидов и клапанов продуктами износа фрикционов.

Поэтому перед стартом необходимо прогревать трансмиссию, но если держать коробку в режиме «паркинга» P, то ждать придется долго.

Для наибольшей эффективности можно перевести рычаг в D и затянуть ручной тормоз. Тогда автомат переведет планетарные передачи в рабочее состояние, масляный насос повысит давление, а в гидротрансформатор пойдет энергия от вращающегося вала. Подвижная крыльчатка будет разогревать масло и тем самым прогревать всю муфту. В то время как водитель будет сметать снег с кузова автомобиля, трансмиссия будет прогреваться.

Никогда не переключаться в N

Если на механической коробке и на роботизированных трансмиссиях необходимо переключаться на «нейтраль» N во время остановок, то на машинах с «автоматом» это запрещено. Достаточно удерживать их на месте с помощью педали тормоза. То есть в режиме D можно долго стоять в дорожных заторах просто надавливая на педаль тормоза. Гидротрансформатор поглощает энергию вращения вала без ущерба для техники. Однако если часто переводить коробку из D в P или даже в нейтраль N, то никакой пользы от этого не будет. В трансмиссии срабатывают клапана, фрикционы, которые переводят сложные механизмы переключения планетарных ступеней, что приводит только к дополнительному износу всех узлов.

   
   

Поэтому «автомат» необходимо ставить на паркинг P только перед выключением мотора. А вот режим N применяется в «автомате» только для буксировки машины на прицепе на малые расстояния и на небольших скоростях.

Затягивать «ручник»

При постановке машины на паркинг необходимо всегда пользоваться ручным тормозом. Если этого не делать, то на блокирующий штифт в коробке может пойти сильное давление, отчего его зубья начинают крошиться. Особенно плохо, когда водитель при постановке автомобиля под уклон резко бросает педаль тормоза. Тогда машина откатывается на сантиметр-другой и бьет в зубья блокирующего штифта, которые мнутся и срезаются с появлением стружки. Затем этот металлический мусор оказывается в масле и циркулирует, пока не застрянет в гидроблоке, фрикционах, клапанах или в фильтре.