Атака клонов: история автомобилей-двойников

© / Alistair Scott / Shutterstock.com

Ничто красноречивее не свидетельствует о наступлении эпохи международной глобализации, как «бэйдж-инжиниринг» («авторебеджинг») — процесс унификации автомобилей различных брендов. Термин произошёл от понятия «эмблема» («бейдж»): то есть одну и ту же машину можно купить под разными торговыми марками. Как правило, «бэйдж-инжиниринг» подразумевает не только смену значка, но и некоторые косметические переделки: замену оптики, бамперов и других деталей кузова. Так на рынке возникают автомобильные «двойники», скажем Mitsubishi Outlander, Peugeot 4007 и Citroen C-Crosser являются одной и той же моделью. АиФ.ru собрал самые курьёзные случаи авторебеджинга.

   
   

Chrysler

Эта американский концерн наряду с General Motors является лидером по количеству «двойников» среди принадлежащих ему брендов. Тесное сотрудничество с Mitsubishi, начатое в 70-х годах прошлого века, привело к тому, что гордость американского автомобилестроения, маслкар Dodge Challenger в 80-х превратился в перелицованного «японца» Galant Lambda. Непонятно, как этот факт смогли пережить фанаты марки! Ещё один удар по репутации Dodge — спорткар Stealth, который являлся «замаскированной» Mitsubishi 3000GT. Не обошла глобализация стороной и культовый для Америки пикап Dodge Ram: под этим гордым названием одно время продавался Mitsubishi L200. Также под брендом Dodge в разные периоды выпускались Mitsubishi Galant (Dodge Colt), Talbot Horizon (DodgeOmni) и Mitsubishi Pajero (Dodge Raider). А сегодня под доджевским значком «прячется» корейский седан Hyundai Accent — в Мексике его продают как Dodge Attitude.

Dodge Ram и Mitsubishi L200. Фото: www.globallookpress.com

Aston Martin

Не чуждаются «восточной мудрости» и марки Старого света. Британская компания Aston Martin, знаменитая роскошными спортивными машинами, в 2010 году решила продавать под своим брендом Toyota IQ, дав автомобилю имя Aston Martin Cygnet. Крохотный городской автомобильчик с двигателем 1,3 литра и шестиступенчатой «механикой» выглядел чужеродным в линейке четырёх- и шестилитровых спорткаров; вообще идея «натянуть» на IQ надменную решётку радиатора от старших моделей Aston Martin и продавать эту кроху втридорога оказалась совершенно провальной. Компании удалось реализовать только 150 автомобилей, после чего выпуск Cygnet был свёрнут.

Aston Martin Cygnet и Toyota IQ. Фото: www.globallookpress.com

Honda

Впрочем, есть и примеры обратного «заимствования». Пожалуй, наиболее одиозный пример японского бэйдж-инжиниринга — Honda Crossroad. Под этим названием в стране восходящего солнца продавался Land Rover Discovery первого поколения. Чем японцам не угодил британский бренд Land Rover и почему европейскую премиальную марку потребовалось перелицовывать под «среднеценовую» японскую — остаётся только гадать. Honda также является участницей, наверное, самой запутанной схемы с «двойниками»: внедорожник Opel Monterey по какой-то причине поставлялся на рынок США под названием Acura SLX (Acura — суббренд Honda); но самое интересное в том, что Opel Monterey — это европейский «двойник» внедорожника Isuzu Trooper! Получается, что американцы покупали «японца», замаскированного... под другого «японца».

Honda Crossroad и Land Rover Discovery. Фото: Commons.wikimedia.org / OSX / Riley

Cadillac

Самым неудачным опытом ребеджинга обладает, пожалуй, эта американская марка. «Кадиллак» долгое время был именем нарицательным для дорогих представительских машин (как «Ксерокс» — для копировальных устройств), однако спад продаж в конце 80-х заставил концерн General Motors пересмотреть концепцию развития марки. Стремясь конкурировать с «европейцами» (Audi, BMW, Mercedes-Benz, Jaguar), Cadillac решил сосредоточиться на выпуске небольших и не слишком дорогих автомобилей; для реализации этих планов компания начала сотрудничать с Opel. Канули в лету величественные американские дредноуты; на смену им пришла модель Cadillac Cimarron (перелицованный Opel Ascona), а затем Cadillac Catera (Opel Omega). Вот только продажи это не подстегнуло, скорее наоборот: обе эти машины, внешне очень скучные и лишённые фирменного кадиллаковского шика, были встречены публикой, мягко говоря, прохладно. Имиджу марки был нанесён серьёзный ущерб, так что Cadillac пришлось какое-то время очухиваться от маркетинговой ошибки, прежде чем вновь вернуть коммерческий успех, выпустив новые модели — по-американски роскошные и большие.
Cadillac Catera и Opel Omega. Фото: Commons.wikimedia.org/ Rudolf Stricker / IFCAR

General Motors

Если же говорить про концерн GM в общем, нельзя не отметить, что он в большей степени специализируется на создании «двойников» и даже «тройников» моделей собственной разработки, чем на переклеивании шильдиков чужим машинам. Так происходит из-за большого количества брендов, находящихся под крылом GM, на данный момент их восемь: GMC, Cadillac, Buick, Chevrolet, Pontiac, Daewoo, Wuling и Holden. В самом деле, не может же каждая из восьми марок выпускать собственные уникальные автомобили! Поэтому, скажем, Pontiac GTO 2005 года одновременно является ещё и Chevrolet Lumina SS, а также Holden Monaro (в Австралии), а в Великобританию машина экспортируется как Vauxhall. Модель Chevrolet Caprice можно встретить под обозначением Buick Park Avenue (в Китае), Daewoo Veritas (в Южной Корее) и Holden Caprice (в Австралии). Причины такого клонирования понятны, но интересно — как руководители концерна сами не путаются в таком обилии имён?