Слухи о создании президентского лимузина подтвердил Денис Мантуров

Создание собственного представительского автомобиля, как некоего символа новой России обсуждалось неоднократно. И эта тема волнует и самих власть имущих, и обывателей. О проекте «Кортеж» более менее официально говорил Владимир Кожин, управляющий делами президента России, когда заявил что конкретика по нему появится в начале 2013 года. Итак, время пришло, а подробностей стало не многим больше.

   
   

Одним из представителей государства, способным обсуждать тему лимузина для президента является глава министерства промышленности и торговли Денис Мантуров. На пресс-завтраке в «Российской газете», он ответил на ряд вопросов о будущем проекте.

В первую очередь министр подтвердил, что сам проект существует. И добавил, что «в его основе экономическая целесообразность. Наша задача – обеспечить создание целой линейки автомобилей представительского класса, имеющих свою рыночную нишу и сегмент на потребительском рынке». Обеспечением экономической целесообразности должна стать «гражданская» версия автомобиля:

«Помимо президентского лимузина в проекте "Кортеж" предусмотрены еще две линейки. Одна будет предназначаться для госчиновников. Аналогичная, с доработками, – для рынка и продаваться в массовом порядке. Мы рассматриваем такой проект с точки зрения создания собственного серийного производства. Тогда проект будет рентабельным и эффективным. Платформа, шасси, будут едиными. Поэтому мы попросили специалистов ЗИЛа, нашего профильного автомобильного института НАМИ, компании "Маруся Моторс" проработать варианты создания автомобиля представительского класса, при которых и бюджет будет участвовать, и частному инвестору будет выгодно вкладывать свои средства».

В том, что платформа для всей линейки будет едина, никакого новшества нет. Ведь платформа – это расчётная схема, помогающая скомпоновать базу под конкретные задачи. Более того, кортеж расцвета советской эпохи использовал единую платформу ЗИЛ-114, вышедшую из 111-й, и для «главного» автомобиля, и для сопровождающих его короткобазных седанов, и её же, с индексом 118, для микроавтобусов «Юнность».

Сейчас более актуален вопрос, чью платформу будут использовать новые конструкторы. Потому что создать свою – нереально. Потеряны кадры, которые это могли бы сделать, а новых не вырастили. А заказывать разработку на Западе будет стоить глобальных денег, нет таких инвесторов, которые по своей воле вложили бы сотни миллионов долларов в проект с непонятным будущим. Ведь все помнят провалившуюся затею вице-премьера Бориса Немцова, который 16 лет назад попытался пересадить чиновников на «Волги». И это были не новые разработки, а уже выпускавшиеся автомобили, обслуживание которых, правда, обходилось не дешевле чем у иномарок.

Остаётся один выход – использовать уже имеющуюся платформу. Так, в 2010 году парад Победы на Красной площади Анатолий Сердюков принимал стоя в, так называемом, ЗИЛ-41041АМГ. На тот момент это была сильно засекреченная история с компанией-изготовителем ООО «Атлант Дельта», которая позиционировалась как транспортная внутрихолдинговая структура с сотрудниками, работавшими в Гараже Особого Назначения. ООО было создано российской финансово-промышленной группой «Базовый элемент», управляющей активами Олега Дерипаски, который, в свою очередь, владеет машиностроительным холдингом «Русские машины», куда входит «группа ГАЗ». Ну так вот ЗИЛ-41041АМГ был собран из несколько переделанного кузова, выпущенного заводом им. Лихачёва, и надёжное шасси от General Motors, на котором корпорация выпускает целый ряд моделей Chevrolet Tahoe и Suburban, GMC Yukon.

   
   

Более того, «Известия» получили информацию о том, что ГАЗ готовит президентский лимузин под брендом «Чайка» на таком же шасси что и Mercedes-Benz S 600 Pullman Guard Владимира Путина. Помимо автомобиля для главы государства ГАЗ предлагает выпустить девять автомобилей: один седан «Волга» на платформе Bentley Mulsanne или Volkswagen Phaeton, четыре внедорожника «ГАЗ» на платформе Volkswagen Amarok и два микроавтобуса GAZelle Next. Источник, близкий к Минпромторгу, подтвердил «Известиям», что ГАЗ на данный момент не определился до конца, шасси каких иностранных производителей использовать. В пресс-службе «Группы ГАЗ» отметили, что описанная концепция не соответствует предложению «Группы ГАЗ», которое в настоящий момент обсуждается в Правительстве РФ.

Впрочем, не определился и Минпромторг. Денис Мантуров подтвердил, что «Окончательного решения нет. Бренды "ЗИЛ" и "ГАЗ" имеют глубокие традиции и давнюю историю в России. "Маруся" – совершенно новая марка. Ей еще предстоит завоевывать рынки и признание, что тоже неплохо. Компания рискнула, вложила свои средства и разработала интересный проект».

Впрочем, также не определены и сроки реализации проекта. На начальном этапе нужно получить концепты и ТЭО от потенциальных претендентов ГАЗ, ЗИЛ, «Маруся Моторс» и НАМИ. Министр пообещал определиться со «сценарием» к концу первой половины этого года.