35 лет скорости и мужества. Ралли-рейд «Дакар-2014»

Дакар — это своеобразная Мекка для поклонников внедорожных видов спорта и скорости. Это соревнование относится к категории ралли-рейдов, то есть гонки, проходящей в том числе при полном отсутствии дорог. Такие отрезки называются спецучастками, а их преодоление является настоящим испытанием для людей и техники. Перепады высоты, смена климата, зыбучие пески, коварные камни — расчёт только на свои силы, умения и знания. Именно за этим на далёкий континент стекаются сотни мотоциклистов, пилотов и штурманов, которых поддерживают тысячи технических специалистов.

   
   

История

Гонка, давшая название крупнейшему внедорожному марафону, изначально носила имя «Париж – Дакар» и была впервые проведена в 1978 году. За год до этого её создатель Тьерри Сабин заблудился в Ливийской пустыне во время другого соревнования — ралли «Абиджан – Ницца». Экстремальное приключение легло в основу нового ралли-рейда. В первых соревнованиях приняло участие около 200 экипажей мотоциклов, автомобилей и грузовиков. Но тогда они даже не делились по классам, а выступали в общем зачёте. Позже, помимо деления по типам транспортных средств (c 1980 года), были введены внутренние категории, которые определяли степень отличия техники от серийных образцов.

Дакар 2013. Фото: www.globallookpress.com

Как следует из названия, соревнования начинались в Париже и продолжались на Африканском континенте с финишем в Дакаре, столице Сенегала. Каждый год прокладывался новый маршрут, но все они проходили по странам Северо-Западной Африки. Только в 1992 году гонка пересекла весь континент, завершившись в Кейптауне. В 1995 году власти Парижа добиваются отмены старта в столице, и гонка формально лишается первого города в названии. Нестабильность в регионе проведения марафона привела к тому, что в 2008 году Министерство иностранных дел Франции настоятельно рекомендовало отменить гонку, что и было сделано. Прибывшие на старт в Лиссабон участники так и не увидели Чёрный континент в рамках этого ралли-рейда. С 2009 года начался новый этап истории марафона — местом проведения стала Южная Америка.

Организаторам пришлось приложить титанические усилия для того, чтобы привлечь участников, большинство которых были из Европы. Сложная логистика, возросшие расходы, смена часовых поясов должны были быть компенсированы великолепной организацией и интересными трассами. Так всё и получилось. Весь мир как заворожённый смотрел на потрясающие пейзажи суровых гор и пустынь с серым песком. Сыграло роль и гостеприимство стран-хозяек, олицетворением которого является радушие президента Аргентины Кристины Элизабет Фернандес де Киршнер.

Открытие гонки Дакар 2014. Фото: Reuters

Статистика 2014 года

Страны, по чьей территории пройдёт гонка

Аргентина, Боливия, Чили

Продолжительность

   
   

14 дней, включая день отдыха 11 января. Старт — 5 января. Финиш — 18 января.

Протяжённость гонки

Класс / протяжённость

Общая

Спецучастки

Скоростные участки

Мотоциклы и квадроциклы

8734 км

5228 км

3505 км

Автомобили

9374 км

5522 км

3852 км

Грузовики

9188 км

5513 км

3976 км

Дакар 2014. Фото: Dakar

Количество участников

Мотоциклы: 196

Квадроциклы: 47

Автомобили: 154 экипажа, в основном по два человека (шесть автомобилей — по трое, и нидерландец и француз едут без штурманов).

Грузовики: 75 экипажей по трое, за исключением пяти автомобилей с пилотом и штурманом, без механика.

Безопасность и организация

Порядок на трассе, обслуживание в местах стоянки, медицинскую помощь и т. п. обеспечивают 22 000 человек.

Самая высокая точка трассы

5300 м над уровнем моря — перевал у дремлющего вулкана Тунупа в Боливии.

Самое опасное место трассы

Пустыня Атакама (самая засушливая территория на планете: средний уровень осадков составляет 0,1 мм в год, это около 250 мм каждую тысячу лет).

Отличия от предыдущих гонок

Главное отличие этой гонки от предыдущих — отдельные маршруты для мотоциклов и квадроциклов от автомобилей и грузовиков. В общей сложности они составят около 2000 км и 40 % от всей трассы. Главное — такой подход повышает безопасность для участников при обгонах. Дело в том, что на большинстве спецучастков при скоплении техники поднимается пыль и песок, сильно ограничивающие видимость, а разный подход к управлению добавляет трудностей в понимании действий. Примером такой трагедии можно назвать смерть аргентинского мотоциклиста в 2012 году, после столкновения с КамАЗом. Разделение также сделано для того, чтобы выезжающая раньше лёгкая техника не «вела» автомобили и грузовики по своим следам, а мотоциклисты после этого не страдали от глубоких колей грузовиков.

Дакар 2013. Фото: www.globallookpress.com

Для мотоциклистов и квадроциклов запланировано два марафонских участка общей протяжённостью 2702 км: 1228 км — от Сан-Рафаэля до Чилесито и 1474 км — от Сальты до Каламы, включая специальные участки общей длиной 1590 км (726 км и 864 км соответственно). Во время заездов спортсменам предстоят ночёвки под открытым небом и самостоятельное решение возможных технических проблем. Автомобили и грузовики на четвёртом этапе ждёт самый длинный за последние 10 лет спецучасток в 657 км между Чилесито и Сан-Хуаном.

Примечателен тот факт, что в сравнительно новом классе квадроциклов большинство участников — из Южной Америки, среди мотоциклистов и экипажей грузовиков основная часть — европейцы. Представители Северной Америки чаще пилотируют автомобили, но их и в этом классе не так уж и много.

Болеем за наших

С каждым годом в «Дакаре» всё больше принимают участие россияне, как в заводских командах, так и в личном зачёте и смешанных международных экипажах. Это соревнование стало тому подтверждением. Основное внимание как всегда будет уделено команде «КАМАЗ-Мастер» под руководством Владимира Чагина. Три экипажа, возглавляемых победителем Эдуардом Николаевым (№ 500), вице-чемпионом Айратом Мардеевым (№ 503) и призёром Андреем Каргиновым (№ 506), будут претендовать на победу, а два новичка — Антон Шибалов (№ 545) и Дмитрий Сотников (№ 549) — впервые примут участие в гонке, и от них ждут просто хороших результатов. Все они выступают «сборной чемпионов» Red Bull.

Больше всего наших — в классе автомобилей. Они выступают как на собственных прототипах, так и в составе различных команд. Последний факт подтверждает востребованность российских спортсменов как успешных гонщиков. Такими являются экипаж Владимир Васильев/Виталий Евтехов (№ 314) на Mini All4 Racing немецкой команды X-Raid. В этой же команде в экипаже с польским пилотом Кшиштофом Холовшицем (№ 309) участвует Константина Жильцов, неоднократный победитель российских ралли-рейдов. За бельгийскую команду Overdrive Racing выступают Леонид Огородников/Антон Николаев (№ 341) на Toyota Hilux.

Первым среди россиян появляется пилот Антон Григоров с латвийским штурманом Марисом Саукансом (№ 365) на прототипе OSCAR O3. И за ним целая команда TSN: Роман Брискиндов/Константин Мещеряков (№ 374) на Sea Cat, Сергей Савенко/Денис Мальцев (№ 378) на GAZ (платформа Nissan Navara), Артём Варенцов/Дмитрий Павлов на серийном Toyota LC 200 #451. Самостоятельные экипажи Илья Кузнецов/Роман Елагин (№ 383) на прототипе SAM Mercedes 30D CC и Павел Логинов/Игорь Петенко (№ 417) на багги Can-Am Maverick. Мото от России будут представлять только Сергей Карякин на квадроцикле Yamaha Raptor 700 (№ 296).

Дакар 2013. Фото: www.globallookpress.com