Санкции против автоимпорта: каких машин могут лишиться россияне?

Ответные санкции России в отношении «недружественных стран» могут затронуть импорт автомобилей. Об этом РИА Новости заявил помощник президента России Андрей Белоусов. По его словам, речь прежде всего идёт о подержанных машинах. И это довольно необычно: ведь под давлением высоких таможенных пошлин и утилизационного сбора некогда обширный рынок «привозных» подержанных автомобилей из Европы сегодня сократился до минимума. Кто же тогда станет главной мишенью санкций и каких автомобилей лишится российский потребитель? Попробуем разобраться.

   
   

Литва и Латвия: прощай, «Гондурас»

На сегодняшний день санкции против России ввели США, ЕС, Япония, Канада, Австралия и Норвегия. Что касается последних трёх стран, то машины оттуда не возят. А некогда популярный вторичный рынок Евросоюза сегодня практически перекрыт для россиян дорогой «растаможкой». Фактически, в отечественном сегменте б/у автомобилей заметную активность проявляют только две страны Евросоюза — это Латвия и Литва. Об этом АиФ.ru рассказал профессиональный «перегонщик» автомобилей Андрей Яншин.

«Если говорить про б/у автомобили из Европы, то единственным конкурентоспособным поставщиком на наш рынок являются „страны Гондураса“ — Литва и Латвия, — рассказал Яншин. — Мы их так называем, потому что машины из этих стран, как правило, „грязные“: ворованные, восстановленные после аварии или просто, что называется, „ушатанные дрова“. Эти „дрова“ покупаются по цене хлама серыми дилерами и „шаманятся“ в России: скручиваются пробеги, вешаются транзитные немецкие номера, наклейка на багажник и прочие „амулеты“. На выходе получается „не битая-не крашеная“ пятилетка из Германии по „сладкой“ цене. Это мошеннический бизнес».

Кроме того, продолжил эксперт, из стран Балтии раньше в огромном количестве везли так называемые «шахид-мобили»: предельно «уезженные» иномарки, предназначенные для продажи в нелегальные таксопарки. Их привлекательность для «бомбил» заключалась в иностранных номерах (машины не проходили таможенного оформления, так как их ввозили резиденты этих стран), позволявших уходить от уплаты транспортного налога, а также штрафов, выписанных средствами автоматической фиксации.

Фото: www.globallookpress.com

Япония: социальный взрыв

Если на латвийских и литовских подержанных автомобилях в России «завязан» в основном полукриминальный бизнес, то с японскими машинами ситуация гораздо сложнее. Исторически так сложилось, что последние четверть века весь Дальний Восток России ездит на праворульных японских автомобилях. Адекватной замены им просто не существует: бренды, производящиеся в России, слабо представлены на Дальнем Востоке. Запрет импорта японских автомобилей в одночасье может вызвать социальный взрыв в регионе, предупреждает первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков.

«Люди десятилетиями, с середины 80-х, выстраивали схемы покупки японских автомобилей. В настоящее время в этом бизнесе задействованы тысячи людей: это рабочие складских терминалов, сервисов, магазинов запчастей и так далее. Если запретить импорт, это грозит настоящим социальным взрывом: люди останутся без работы, многие вынуждены будут уехать. Я считаю, что это крайне неудачная мера. Мы хотим кого-то ударить, а в результате бьём себя по лбу», — заявил парламентарий.

Это похоже на зачистку рынка для отечественного производителя, неконкурентную меру борьбы, продолжил Лысаков. «Невозможно насильно пересадить за руль отечественного автомобиля того, кто привык ездить на японском, — убеждён зампред думского комитета. — У меня самого, кстати, праворульный автомобиль, и я не хочу его менять. Кроме того, в некоторых сегментах "АвтоВАЗ" просто не может ничего предложить. Например, нет микроавтобусов или вместительных комфортабельных внедорожников. Почему из-за российских санкций должны страдать наши граждане?»

   
   

США: прощай, экзотика

А вот запрет импорта подержанных автомобилей из США, пожалуй, можно приравнять к санкциям против хамона и пармезана: б/у машины из Штатов в Россию ввозятся, но это экзотика, неизвестная и недоступная большинству населения. Сверкающие хромом пикапы, многолитровые маслкары и огромные SUV — явно не предметы первой необходимости, но без них на дорогах будет скучнее.

«Люди, заказывающие б/у автомобили в Америке, делают это не от бедности, — уверен Андрей Яншин. — Как правило, привозятся автомобили, которых нет на нашем рынке. Это, например, полноразмерный Ford F-150, Suburban и так далее. Или классические спортивные машины, вроде Mustang, Camaro. Люди готовы заплатить 300–400 тысяч сверху за растаможку и ждать пару месяцев. Ведь почему лучше привезти тот же Mustang из США, чем из Европы? Дело в том, что у американцев совершенно прозрачная история машины, которую легко можно проверить по Сarcheck и Carfax: была ли она в аварии, не угнана ли и так далее».

Отметим, что запрет подержанных иномарок — пока лишь декларация. Будет ли такой запрет принят законодательно, неизвестно. Автоэксперт и радиоведущий Сергей Асланян сомневается в этом: «Эта мера могла бы „выстрелить“ 10 лет назад, а сейчас никто из наших партнёров не заметит такого демарша. Европа и США, которые являются локомотивом санкций, наверное, даже удивятся: а разве русские покупали у нас подержанные автомобили? Словом, попадание в молоко, бесполезный шаг».