Сельхоз-экстрим. Под Ростовом-на-Дону прошли гонки на тракторах

Ирина Зверкова / АиФ

Скажу сразу  это были одни из самых впечатляющих выходных за последние несколько лет моей жизни. Я уже давно слышала о гонках тракторов исключительно хорошее, а длинные праздники позволили увидеть действо своими глазами. 12 часов за рулём по дороге М-4 «Дон» и я на месте. Вечерний обход трассы, очень компактной и разнообразной, только усилил ожидание старта, а прошедшая ночью гроза должна была добавить зрелищности.

   
   
Фото: АиФ / Ирина Зверкова

Мероприятие началось с традиционного парада тракторов и представления гонщиков. В этом году в «Бизон-Трек-Шоу 2014» приняли участие 27 сельских механизаторов из Ростовской и Московской областей, Краснодарского и Ставропольского краев и Республики Крым. Желающих было гораздо больше, но организаторы ограничили число участников. Пилоты  совершенно разные люди. Самому старшему, и, как потом показала реакция публики, самому любимому, Анатолию Шишкину из Неклиновского района уже 65 лет, из которых пятьдесят он провёл управляя сельхозтехникой. Мелкон Хочкиян и Пётр Выдренко не пропустили ни одной гонки и были её призёрами. Некоторые трактористы участвовали в гонках 3–4 раза, некоторые больше. Григорий Зубков и Вячеслав Майоров выехали на трассу впервые, зато стаж первого 28 лет, второй же работает на тракторе всего 5. Для кого-то из гонщиков участие в соревнованиях  дело чести, а кто-то в случае победы может получить повышение зарплаты или автомобиль от руководителя хозяйства.

Фото: АиФ / Ирина Зверкова

В отличие от обычных автомобильных соревнований, в которых принимает участие техника различных марок и производителей, в «Бизон-Трек-Шоу» участвуют только тракторы на базе «Беларус». Правилами запрещено менять тормозную систему и рулевое управление машин, также они должны быть оснащены специальными дугами и ремнями безопасности, что проверяется техническими комиссиями Гостехнадзора и ОТК «Бизон» перед стартом. Во всём остальном  от установки дополнительной светодиодной техники до замены двигателей (максимальный объём  5 л) и коробок передач  предоставляется полная свобода инженерного гения.

Поскольку во время соревнований нагрузка на технику огромная, некоторые хозяйства выделяют и готовят специальные гоночные трактора, освобождая их от сельхозработ. А об отношении пилотов к технике можно судить по тому, какие имена они дали своим тракторам: «Зубрёнок», «Молния», «Орлик», «Торнадо», «Ёжик», «Белый рыцарь», «Кормилец».

Фото: АиФ / Ирина Зверкова

В этот раз гонка была разбита на 8 этапов. Каждый из них имел свою собственную траекторию движения, протяжённость составляла от 200 до 1300 метров. Они включали скоростные прямые, спуски, подъёмы и водные преграды, которые были самыми зрелищными и коварными. Так, приземление в брод  самое первое испытание первого же заезда, обездвижило трактор под управлением Сергея Андрюшенко: у «болида» не выдержал передний мост.

Самым опасным моментом третьего этапа стало движение по канаве с водой, дно которой имело волнообразный рельеф. Прямо перед выездом из гигантской лужи тракторы упирались в крутую волну, и самые азартные гонщики делали «свечку», еле удерживая технику от опрокидывания.

Фото: АиФ / Ирина Зверкова

Страсти на трассе разгорались нешуточные. Особенно борьба обострялась на входе в «однополосный» участок. Чтобы занять лидирующую позицию в заезде, некоторые гонщики шли на контакт, буквально выпихивая соперников с трассы.

   
   

Олимпийская система «на выбывание» в итоге оставила самых умелых гонщиков и надёжную технику. Предпоследний заезд с 2,5-тонным грузом определил четырёх финалистов. За 3 и 4 места боролись Александр Рязанцев из СПК «Степной» Цимлянского района и Игорь Гайнулин из СООО «Крымтеплица» Симферопольского района. Затяжной спуск с холма, включавший плавную дугу, выявлял лучшего в управлении и скорости, а завершающий этап броды требовал осторожности. По результатам двух поединков к финишу первым пришёл крымчанин, став бронзовым призёром.

Фото: АиФ / Ирина Зверкова

В финале сошлись ветераны: три раза занимавший пьедестал Али Ахметов из ЗАО им. Ленина Веселовского района и постоянный участник гонок Игорь Носов из СПК Колхоз «Миусский» Неклиновского района. Та же конфигурация трассы позволила опередить соперника рвущемуся к очередной победе Ахметову, но коварный и уже порядком размытый брод пленил его трактор. Второй заезд и тот же результат: резкий старт и отрыв, потеря времени в водной преграде. В итоге победителем «Бизон-Трек-Шоу 2014» стал Игорь Носов.

Фото: АиФ / Ирина Зверкова

Отдельно нужно отметить организацию мероприятия. Оно проходило на уровне международных соревнований по автоспорту, а может быть, даже и выше некоторых из них. Для зрителей, а их было около 30 000, предусмотрели парковки, развлечения для детей, туалеты и питание. Ведущие комментировали всё происходящее на трассе, а особенно яркие моменты транслировались на гигантский экран. Старт был назначен на 10:00, и ровно в это время залп казачьей пушки возвестил о начале гонок. На трассе был обеспечен высокий уровень безопасности, а если и случались казусы, то лишь запланированные, которые являлись частью шоу.

Фото: АиФ / Ирина Зверкова

Самым эффектным моментом в этот раз была эвакуация «автомобиля прессы». После одного из этапов ведущие попросили убрать с трассы припаркованные там машины. Хозяин одной из них никак не объявлялся, и был вызван эвакуатор. Им оказался КамАЗ с высокими бортами и краном в виде клешни. Несчастный Mercedes был схвачен за крышу и под срежет металла и звон лопающихся стёкол отправлен в кузов.

Ещё одним развлечением для зрителей стал скоростной демонтаж двигателя «Запорожца». Без нудного и долгого вывинчивания гаек и болтов двигатель был просто вырван из бедного автомобильчика. Другие паузы занимал полёт представителя высшей школы пилотажа, проезды различной техники, например полезного оросителя полей и радиоуправляемого трактора, до поздравления молодожёнов, заключивших миллионный брак в Ростовской области.

Дружелюбная атмосфера, адреналин от зрелища, экстремальные заезды и многое другое делают гонку на тракторах одним из самых ярких событий каждого лета. Конечно, можно посмотреть фото и видео в сети. Но это лишь взгляд со стороны. Для того, чтобы понять, как проходят эти гонки, на них нужно присутствовать.

Смотрите также: