Едва ли не главной причиной так называемых «цепных» аварий является несоблюдение автомобилями безопасной дистанции до впереди идущего автомобиля. Обычно на гололеде советуют придерживаться следующих правил:
Если на обоих автомобилях стоит шипованная резина, водитель должен держать дистанцию не менее:
20км/ч-5,0м; 30 км/ч - 7,5м; 40 км/ч - 10м; 50 км/ч-12,5м; 60 км/ч-15м; 70 км/ч-17,5м
Если только передний автомобиль имеет «шиповку», то дистанцию следует увеличивать и держать ее не менее:
20км/ч-7,5м; 30 км/ч-13,5м; 40 км/ч-20м; 50 км/ч-30м; 60 км/ч-40м; 70 км/ч-50м.
Однако нужно помнить, что таких дистанций достаточно для торможения лишь в том случае, если вы видите ситуацию на дороге дальше впереди идущей машины. Если же автомобиль, двигающийся перед вами, затонирован, или оценить дорожную ситуацию невозможно по другим причинам, дистанцию нужно увеличить. В противном случае вы просто не сможете избежать аварии, если впереди идущая машина внезапно остановится – например, в связи с тем, что на трассе уже возникла авария; при недостаточной дистанции вы рискуете стать еще одним звеном «цепочки».
Кстати, шипованная резина, отлично помогающая водителю на гололеде, рискует стать вашим врагом на мокром асфальте или реагенте, если температура воздуха около нуля.
Вообще, перед любой поездкой нужно оценить состояние дорожного покрытия. Сухой асфальт светло-серого цвета наиболее безопасен; если асфальт черный – от мокрый или покрыт слоем льда, что требует повышенной осторожности при движении; укатанный белый снег на дороге ведет себя практически как лед. Наиболее опасным является снег, лежащий поверх льда – по нему машина катится как на лыжах, что значительно снижает управляемость.
Если условия позволяют, начиная движение можно провести простой тест – разогнав машину примерно до 10 километров в час, нажать на тормоз, чтобы оценить, как поведет себя автомобиль.
Если автомобиль имеет задний привод, при перестроении из ряда в ряд желательно не разгоняться: совершать маневр без увеличения скорости, стабилизировать машину на полосе и лишь затем продолжать перестроение. Обладателям автомобилей с передним приводом живется легче – они могут перестраиваться и с добавлением газа, но лишь в том случае, если машины имеет достаточный запас по мощности и сцеплению колес, иначе возможна пробуксовка. Наиболее устойчивы автомобили с полным приводом; но, если в такой машине много автоматики, «поймать» момент сноса может быть очень тяжело.
Особого внимания от водителя любые перестроения требуют в том случае, если состояние дорожного покрытия неодинаково на разных полосах. Даже на городских улицах создается эффект «колейности» - полосы раскатаны до асфальта, но между ними могут оставаться снег и лед, поэтому уходить с траектории, особенно на машине с задним приводом, нужно без газа. Кроме того, лучше воздерживаться от обгонов с выездом на скользкую середину проезжей части вблизи встречного транспорта.
Съезжая с крупной улицы на более мелкую, нужно быть готовым к тому, что под колесами неожиданно окажется лед: на трассах, где много машин - небольшой слой снега и льда раскатывают и он высыхает, а на тихих улочках и во дворах - нет. Осторожности требуют и эстакады: они обледеневают сильнее и быстрее, чем обычные дороги.
Нельзя прибегать к резкому торможению на участках дорог, где покрытие под левым и правым колесами имеет разное сцепление. Такие участки трассы нужно проходить на равномерном качении, не прибавляя скорости.
На скользких покрытиях нельзя тормозить резко (если на машине нет ABS). Обычно советуют тормозить, не выжимая сцепления и прерывисто отпуская педаль, но на рыхлом снеге более эффективно торможение с блокировкой.
Перед поворотом нужно снизить скорость, а сам маневр выполнять со стабильной скоростью (если привод задний) или с добавлением газа, пока хватает запаса мощности и сцепных колес (если привод передний). Не нужно крутить руль без необходимости, тем более резко. Даже в том случае, если машину сносит на внешний радиус, нельзя доворачивать руль сильнее.
Пожалуй, самая важная рекомендация проста – нужно постоянно критически оценивать состояние дороги, быть готовым к любым «сюрпризам» покрытия и не переоценивать ни собственных способностей, ни возможностей других водителей.
Смотрите также:
- Московское правительство вновь решило сказать шипам нет →
- Не рули и газуй. Как нельзя ездить в гололёд? →
- Летом в Москве запретят шипованную резину →