Примерное время чтения: 6 минут
3873

Кодекс этики в фигурном катании. Все, что нужно знать о правилах и запретах

Александра Трусова (Москва) выступает с короткой программой в женском одиночном катании на контрольных прокатах сборной России по фигурному катанию в Москве.
Александра Трусова (Москва) выступает с короткой программой в женском одиночном катании на контрольных прокатах сборной России по фигурному катанию в Москве. / Александр Вильф / РИА Новости

Исполком Общероссийской общественной организации Федерации фигурного катания на коньках (ФФККР) утвердил весьма строгий документ, получивший название «Кодекс этики». Звучит грозно — но будет ли кто-то его соблюдать и что вообще в нем прописано?

Зачем понадобился кодекс этики?

Прежде всего, «кодекс этики представляет собой свод общих принципов профессиональной этики и поведения лиц, составляющих профессиональное сообщество фигурного катания на коньках». 

Если говорить простым языком, то кодекс направлен на соблюдение определенных правил тренерами, фигуристами и всеми теми, кто имеет профессиональное отношение к фигурному катанию. Болельщиков и диванных войск это не касается — им за нарушения ничего не грозит. Всем остальным требуется уважать своих коллег, обходиться без применения допинга и никого к нему не склонять (очень важное дополнение!), а также обходиться без негативных комментариев в СМИ и соцсетях.

Эх, не выложит больше Этери Тутберидзе какие-нибудь скрины с личными переписками ее подопечных с другими тренерами. Не даст выплеснуть свои эмоции, как после поражения на Олимпиаде, Александра Трусова, устроившая настоящую истерику, которую обсуждал весь спортивный мир. А жаль — болельщики и журналисты до сих пор нет-нет, да вспоминают те события. Как же без этого теперь?

Что предписывается делать судьям?

В кодексе этики отдельная глава посвящена судьям. Один из пунктов гласит, что теперь арбитры соревнований обязаны сообщать до начала турнира о возможном конфликте интересов. Что имеется в виду? Родственные связи с другими судьями, тренерами спортсменов или самими фигуристами. Не должно быть никаких рабочих связей с ними — иначе это грозит разбирательством.

Отдельно сказано, что арбитрам нельзя получать различные подарки — деньги, ссуды, услуги, оплату развлечений и отдыха, а также транспортные расходы. Отдельный пункт для судей звучит так: «не публиковать в социальных сетях информацию о работе в составе судейской бригады, такую как изображение документов, компьютерной техники и прочее».

Можно подумать, все это раньше разрешалось.

Как кодекс касается тренеров?

Тренеры в фигурном катании — важнейшая составляющая индустрии. Скандалов с ними едва ли не больше, чем непосредственно с фигуристами — все та же Тутберидзе и Евгений Плющенко не дадут соврать. Любит зацепиться языком и хореограф школы «Самбо-70» Алексей Железняков, эпатажно комментирующий различные события.

Именно для таких случаев и направлен следующий пункт правил: «профессиональная деятельность тренера должна исходить из общего блага и не может наносить какой-либо ущерб здоровью, чести и достоинству личности. Тренер должен признавать ценность и достоинство воспитанников и относиться с должным уважением к проявлениям, обусловленным их происхождением, социальным положением, полом, возрастом и прочим».

В общем, если раньше за различные выпады в СМИ и собственных соцсетях все сходило с рук, то теперь федерация вправе начать расследование с последующим наказанием. Как минимум — в виде штрафа за нарушение кодекса этики. Да, и судей ругать теперь тоже нельзя. Это скопировано, кажется, с футбола — там даже за цензурное выражение «в следующий раз куплю тебе билеты в цирк» — следует дисквалификация игрока. Жестко.

Кроме того, из очевидного — тренеры и их сотрудники не имеют права без уведомления ФФККР вести переговоры о переходе того или иного спортсмена в свою школу. Это как раз история недавнего конфликта между группами Тутберидзе и Плющенко.

Что нужно знать фигуристам?

В целом — все то же самое, что касается тренеров, нельзя и самим спортсменам — «уважать, не ругаться, не критиковать судей, не создавать конфликтных ситуаций, не принимать допинг» и так далее. Хотя есть и кое-что особенное.

По всей видимости, до сих пор у многих сидит тот самый случай с истерикой Александры Трусовой на Олимпиаде в Пекине. Если кто забыл, напомню ее легендарный спич, когда стало понятно, что золото Игр уходит к Анне Щербаковой.

«Ненавижу всех! Ненавижу! Не хочу ничего больше делать в фигурке, никогда в жизни!

Никогда, я ненавижу этот спорт! Ненавижу его, ненавижу все это! Никогда больше не выйду на лед! Никогда!

Я ненавижу! Это невозможно, так нельзя! Так нельзя. У всех есть золотая медаль, у всех, а у меня нет! Ненавижу, ненавижу, я ненавижу! Больше никогда!»

Видимо, чтобы такие эмоции больше ни у кого не повторялись, в кодексе этики прописали: «спортсмен должен сохранять самообладание в случае проигрыша, с достоинством отдавая должное победе и мастерству соперника».

Что нужно знать журналистам?

Наконец, досталась своя порция определенных запретов и освещающим турниры по фигурному катанию журналистам. Один из самых веселых пунктов — запрет задавать гипотетические вопросы. Что? Да, теперь так. Точнее, задать вопрос можно, но спортсмен волен на него не отвечать. Пример: «Что, если…?»

Также нельзя спортсменам и журналистам обсуждать вопросы, которые пока находятся в стадии согласования или обсуждения.  

Что нужно знать о наказаниях?

Наконец, поговорим о наказаниях за нарушения кодекса этики. Вот их перечень.

∙ предупреждение;

∙ выговор с публикацией на сайте федерации;

∙ обязательство принести публичные извинения;

∙ наложение штрафа;

∙ аннулирование результата соревнований;

∙ дисквалификация — временная или постоянная;

∙ запрет занимать руководящие должности в системе ФФККР;

∙ исключение из составов сборных команд России по фигурному катанию на коньках, а также списка официальных лиц ФФККР на предстоящий сезон;

∙ отстранение от обслуживания соревнований;

∙ запрет посещения мероприятий и соревнований, проводимых под эгидой ФФККР.

После изучения кодекса этики остается всего один вопрос — когда ждать следующего скандала? Очевидно, искоренить проблему одним пятнадцатистраничным документом вряд ли удастся по взмаху подписи под ним руководителя федерации. Фигурка без скандалов — уже не фигурка.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы