Можно потратить пару десятков миллионов казённых рублей на асфальт, который сойдёт вместе со снегом ближайшей весной. Но бывает и прямо противоположный сценарий: фирма побеждает на конкурентных торгах и вовремя выполняет работу. А через год с небольшим возбуждается уголовное дело.
Есть ли жизнь без пробок?
Началась эта история с самых лучших побуждений: избавить жителей Новочеркасска от надоевших пробок, сделать передвижение автомобилей, пешеходов и общественного транспорта быстрым и комфортным. Для этого понадобилась комплексная схема организации дорожного движения (КСОДД) — научное исследование, которое с помощью математических методов определяет, как оптимально расставить светофоры и нарисовать пешеходные «зебры», какие улицы стоит расширить, где нужно построить новые дороги и т. д.
Согласно постановлению правительства, к декабрю 2018 года такое исследование должны были провести все города и посёлки с населением от 10 тыс. человек. Подготовленный в результате документ помогает получить региональное или федеральное финансирование, чтобы построить дублёр проспекта или новую развязку и разгрузить дороги. Администрация Новочеркасска вовремя взялась за эту задачу и весной 2017 года провела аукцион, чтобы определить исполнителя.
Аукцион — это не конкурс: повлиять на итоги электронных торгов невозможно. Конкуренция оказалась серьёзной: в результате цена упала не на 2-3%, как это частенько бывает, а рухнула с 2,5 до 1,4 млн рублей. Победителем стала воронежская компания «ДорМостПроект», за плечами которой уже не одна готовая КСОДД: проектировщики составили схемы для Ялты, Владивостока, Костромы, нескольких населённых пунктов Московской области. Документы проходили защиту в подмосковном Минтрансе. Фирма на рынке уже девять лет и одновременно выполняет десятки самых разнообразных заказов по всей России: от Забайкалья до Крыма, от республик Северного Кавказа до Ямало-Ненецкого автономного округа.
— Для нас работа в Новочеркасске была показательной, — рассказывает гендиректор «ДорМостПроекта» Антон Дьячков. — Стояла задача сделать её не просто хорошо, а идеально. Ведь это первая КСОДД в Ростовской области. Мы хотели представить схему Минтрансу региона, показать качество нашей работы, зарекомендовать себя для других населённых пунктов.
Работа была выполнена в срок, к ноябрю 2017 года. Всё это время продолжалась переписка с администрацией: исполнитель запрашивал документы, обсуждал предложения. За два месяца до конца срока начальный вариант схемы был отправлен заказчику, чтобы чиновники могли его изучить, задать вопросы, сделать корректировки.
В итоге администрация подписала акты приёмки и всё оплатила. И это не означает, что исполнитель снял с себя всю ответственность: согласно контракту, гарантийный срок — три года. Однако до сих пор чиновники ни разу не просили что-то объяснить или исправить.
Внезапные претензии
Но в апреле 2018 года эта до тех пор ничем не примечательная история делает неожиданный поворот. Возникает рапорт на имя врио замначальника ГУ МВД по Ростовской области Игоря Тишкунова, подписанный старшим оперуполномоченным межрайонного отдела № 3 УЭБ и ПК К. С. Удянским. Оперативник пишет, что им «установлены возможные факты незаконной деятельности директора ООО „ДорМостПроект“ Дьячкова Антона Валерьевича».
«Дьячков А. В. предоставил акты о приёмке и справки о стоимости выполненных работ формы КС-2, КС-3, которые содержали заведомо подложные сведения о полном и точном выполнении работ. На основании подписанных актов на расчётный счёт ООО „ДорМостПроект“ в полном объёме были перечислены бюджетные денежные средства», — сообщается в рапорте.
Примерно через месяц директор Департамента ЖКХ и благоустройства Нововчеркасска Василий Бушуев обратился в МУ МВД России «Новочеркасское» и, сославшись на упомянутый рапорт, попросил провести проверку. Антон Дьячков и сотрудник фирмы, который курировал работу над КСОДД, встретились с оперативниками и дали все необходимые объяснения.
Тем не менее 31 января 2019 года в отношении Антона Дьячкова было возбуждено уголовное дело за мошенничество в особо крупном размере. Статья предполагает наказание вплоть до десяти лет лишения свободы.
А судьи кто?
На чём же основаны претензии? Новочеркасские полицейские отдали работу на исследование в ООО «Северо-Кавказский судебно-экспертный центр „Гранд“». Согласно базе данных sbis.ru, в «центре» числятся два сотрудника, операции по его счетам приостановлены решением налоговой службы, открыты четыре исполнительных документа о взыскании налогов и сборов.
Само исследование проводил некто Виталий Тушев. Из заключения о результатах исследования нельзя понять, какое отношение этот гражданин имеет к «судебно-экспертному центру». Приложены дипломы, свидетельствующие о том, что Виталий Тушев окончил университет по специальности «менеджер организации», а в 2017 году прошёл переподготовку и стал «судебным экспертом в сфере судебной строительно-технической и стоимостной экспертизы объектов недвижимости».
Между тем, чтобы составить компетентное мнение о КСОДД, нужны очень серьёзные квалификация и опыт. Транспортная модель города делается с помощью специального программного обеспечения стоимостью в несколько миллионов. Чтобы освоить этот вид работ, «ДорМостПроект» отправлял нескольких сотрудников на обучение.
Обычно экспертами в этой сфере выступают представители организаций, которые занимаются чем-то схожим. И, кстати, в контракте прописано, что новочеркасские чиновники могли отдать работу на экспертизу. Возбуждать уголовное дело для этого вовсе не требовалось.
Специалисты «ДорМостПроекта» дали исчерпывающие ответы на вопросы «эксперта». Тем не менее тот сделал однозначный вывод: техзадание не выполнено.
Между тем оперативники решили передать работу уже на новую экспертизу. На этот раз не в сомнительную контору с арестованными счетами, а в уважаемую всеми Торгово-промышленную палату Ростовской области. Но результат-то, очевидно, будет тем же. ТПП — это, по сути, общественное объединение предпринимателей, призванное представлять и защищать их интересы. При чём тут проектирование схем дорожного движения?
Ищи, кому выгодно
Есть ли у этой истории какая-то логика, пока сказать сложно. В СМИ обращают внимание на такой факт: в 2018 году конкурсы на создание КСОДД прошли в большинстве муниципалитетов Ростовской области. Во многих случаях заказы брала одна и та же фирма с учредителем — по странному совпадению — из Новочеркасска. Можно ли рассматривать появившееся дело как одну из стадий конкурентной борьбы двух организаций? Хочется верить, что ответ даст объективное расследование.