Пречистенка и сегодня - одна из красивейших улиц столицы. А несколько столетий назад она была дорогой на богомолье в Новодевичий монастырь, и вместо «Мерседесов» с мигалками по ней проносились царские возки с позолоченными ступицами. И потому здесь строили дворцы и усадьбы воротилы и олигархи, придворная и художественная элита трёх веков.
У самого истока Пречистенки, на одноимённом бульваре (ныне Гоголевском) в роскошном доме 10 ➊, построенном Матвеем Казаковым для Варвары Алексеевны Нарышкиной, провёл детство её сын Михаил Михайлович Нарышкин, один из создателей Союза благоденствия и председатель московской управы Северного общества.
Тайный друг Гоголя
В начале года потомки отметили 150 лет со дня его смерти. Праправнук Александр Кириллович Нарышкин, историограф дворянского рода, много лет возглавлявший общество потомков героев войны 1812 года и декабристов, приложил немало усилий для того, чтобы на дом повесили мемориальную доску: здесь у Нарышкина собирались декабристы К. Рылеев, И. Пущин и другие.
По словам Александра Кирилловича, его предок был сторонником принятия конституции и освобождения крестьян, но цареубийство, в отличие от Пестеля и Якубовича, считал недопустимым. На допросах никого не выдал. После ссылки в Чите и Кургане Нарышкин в 1837 г. был отправлен рядовым на Кавказ. А когда отслужил - поселился в Тульской губернии, где помогал доставшимся ему по наследству от отца крестьянам. Когда же пришло время реформ, бывший декабрист принял в них активное участие, не просто освободил своих крепостных, но и списал им большие долги.
Въезд в обе столицы «преступнику» Нарышкину был запрещён, однако Михаил Михайлович часто тайно наведывался к своему старшему родственнику Ивану Александровичу, занимавшему особняк на Пречистенке (ныне Дом учёных), 16 ➋, купленный у генерала Архарова, бывшего губернатора Москвы, обер-полицмейстера города и основателя сыскного дела в России. Кстати, при всём добросердечии генерала его подчинённые отличались агрессивной наглостью. Потому «архаровцы» и сегодня - синоним хамов и «держиморд».
Сенатор Иван Александрович Нарышкин, ловелас и балагур, вёл разгульную жизнь, проматывал состояние отца (имение Тарханы продал М. Арсеньеву, деду Лермонтова). Через женщин этот знатный вельможа и погорел. Его любовница мадам Вертёль, содержательница мастерской дамских нарядов, воспользовалась дипломатической почтой сановного друга для получения контрабандных товаров в свой магазин. Скандал вынудил Нарышкина оставить двор и перебраться в Москву на Пречистенку. При всех своих бессчётных изменах он трепетал перед женой. Екатерина Александровна, урождённая баронесса Строганова, имела над мужем беспредельную власть. Она приходилась двоюродной тёткой Наталье Гончаровой и на свадьбе племянницы с Пушкиным отвела мужу роль посажённого отца невесты. Неслучайно поэт был частым гостем в доме.
Наверное, поэтому Иван Александрович так тепло относился к Михаилу Михайловичу - ровеснику старшего сына. Даже после смерти сенатора бывший декабрист в 1850-1851 гг. тайно появлялся в доме на Пречистенке и здесь встречался со своим другом Николаем Гоголем.
По следам Пушкина
По соседству, в доме 10 ➌, жил граф Михаил Орлов, внебрачный сын одного из екатерининских фаворитов, герой войны 1812 года, а впоследствии член литературного общества «Арзамас» и декабрист. К его жене Екатерине, в девичестве Раевской, в юности был неравнодушен Пушкин. Поэт бывал также в доме напротив (№ 7 ➍), у Никиты Всеволожского, приятеля по близкому декабристам литературному кружку «Зелёная лампа». И Орлова, и Всеволожского репрессии Николая I миновали.
В доме 10 в 1880-х гг. квартировал художник Левитан. А в начале ХХ в. здесь, у галантерейщика М. Филиппа, жил Борис Пастернак, обучавший купеческого сына. В доме Всеволожских помещался Политехнический музей, здесь военный инженер Павел Яблочков демонстрировал свою «свечу» - первую в мире электролампочку.
Пушкин не раз танцевал на балах в усадебном доме генерала Бибикова (№ 17, ➎), проданном затем партизану и поэту Денису Давыдову. Сын Бибикова Илья состоял в Союзе благоденствия и проходил по делу декабристов.
Декабристы, облюбовавшие Пречистенку, селились и в соседних усадьбах. В доме 19 ➏, где сегодня блещет гигантизмом экспонатов галерея Зураба Церетели, жил Илья Долгоруков, в молодости член Союза спасения. В 1831 г. он подавлял польское восстание. В доме 21 ➐ у сестры Екатерины Потёмкиной гостил её брат Сергей Трубецкой. И, разумеется, бывал её бывший воздыхатель Пушкин.
Великий поэт, знавший едва ли не каждый дом на Пречистенке, в ХХ в. «получил во владение» самый эффектный дворец на этой улице - особняк Хрущёвых-Селезнёвых ➑, где сейчас размещается Государственный музей А. С. Пушкина.