Примерное время чтения: 7 минут
8430

Что такое псевдоаллергия? И как отличить её от настоящей

«АиФ. Здоровье» № 14. 7 апреля - Всемирный День здоровья 01/04/2010

Наш эксперт – профессор кафедры психотерапии Института повышения квалификации врачей МЗСР РФ Евгений Шапошников.

Саечка за испуг

Вообще-то иммунная система призвана защищать нас от микробов, вирусов и прочих болезнетворных агентов. Но в случае с аллергией эта защитница по непонятным причинам вдруг начинает воспринимать вполне безобидные вещества за смертельно опасные и тут же начинает с ними активно бороться. Но почему иммунная система так неадекватно себя ведет? Что вызывает этот странный сбой хорошо налаженного механизма? Во многих случаях причины такого явления кроются глубоко в психике самого больного.

Один из примеров такого влияния в конце XIX века описал психиатр Маккензи. Его пациентка страдала сильной аллергией на розы. А в кабинете доктора стоял роскошный букет именно этих цветов. Едва войдя в кабинет и увидев «опасные» растения, пациентка стала задыхаться и проявлять все положенные симптомы аллергической реакции. Изумлению врача не было предела: ведь цветы были не живые, а искусственные! Правда, женщина об этом не догадывалась. Вывод был очевиден: и нервная, и иммунная системы одинаковым образом реагируют как на существующие, так и на мысленные раздражители. В конце концов, и истинные аллергены тоже по существу не представляют собой токсических для организма веществ, просто иммунная система неадекватно их воспринимает.

А если так, то можно сказать, что аллергия сродни фобии – известному в психиатрии понятию, обозначающему беспричинный страх. Именно эту мысль впервые высказал иммунолог Майкл Леви, назвавший аллергию «фобией иммунной системы». Однажды по ошибке восприняв нейтральное вещество как угрозу, наша защитница начинает паниковать и яростно нападает на собственный же организм. А симптомы аллергии возникают в результате того, что иммунная система разрушает здоровые клетки, пытаясь отразить мнимое вражеское вторжение. Пережитый страх запоминается надолго, и каждый раз при виде того самого аллергена, иммунную систему будут охватывать панический ужас и сокрушительная ярость.

Мнимый больной?

Подобно той женщине, которая стала задыхаться при виде искусственных роз, многие аллергики, болезненно реагирующие, например, на кошачью шерсть, начинают испытывать приступ удушья, слезотечения, кашля и прочих неприятных симптомов даже тогда, когда объект их фобии – кошка – находится не поблизости, а на «безопасном» расстоянии в десяток и больше метров. Что это, как не условный рефлекс, известный всем по опытам на собаках нашего известного ученого Ивана Павлова? Оказалось, так и есть. Чтобы подтвердить это предположение, ученые в конце прошлого века провели опыт на морских свинках. В клетках, где находились животные, исследователи распространяли запах перечной мяты и одновременно делали пушистым подопытным инъекции, которые вызывали у тех активную реакцию иммунной системы. И так несколько раз. Затем, после небольшого перерыва, ученые снова распылили по клетке свежий мятный аромат, но на этот раз обошлись уже без уколов. Взятый сразу же после эксперимента у морских свинок анализ крови показал, что в организме животных произошла та же самая иммунная реакция, что появлялась у них каждый раз после инъекции. Подобный аллергоподобный феномен получил название «рефлекторная аллергия».

Сегодня ученые все чаще говорят и пишут не столько об аллергии, сколько о псевдоаллергии. Возрастающий интерес вызывают психогенные, нейрогенные, аллергические и аллергоподобные синдромы, при которых роль эмоций, вегетативной нервной системы проступает явно или завуалированно. Психологическое тестирование выявляет у псевдоаллергиков повышенный по сравнению с абсолютно здоровыми людьми уровень тревожности, волнений, внушаемости. А нередко у таких пациентов наблюдаются некоторые невротические симптомы: раздражительность, повышенная утомляемость, колебания артериального давления, сердечного ритма, работы желудка, мочевого пузыря и т. д. В 40–50% случаев у людей с положительными аллергическими пробами, особенно у женщин, разнообразные аллергоподобные реакции наблюдаются после сильных волнений, переживаний.

Бремя страстей

Американские психологи доказали, что если будущая мама во время беременности находится в состоянии тревоги и эмоционального перенапряжения, с вероятностью 80% родившийся ребенок будет аллергиком. Да и у взрослых аллергия нередко проявляется в качестве реакции на стресс: психо-эмоциональные механизмы способны запускать гистаминные реакции, приводящие к сбою в работе иммунной системы.

Неудивительно, что и обострение аллергии часто возникает на фоне психоэмоционального напряжения, под влиянием отрицательных эмоций. Ведь стресс, так же как и сильно выраженная аллергическая реакция, активизирует работу гипофизарно-надпочеч­никовой системы. При этом в самих надпочечниках блокируется синтез кортизола (гормона, играющего ключевую роль в защитных реакциях организма на стресс). Повторные обострения аллергических процессов приводят к истощению этой системы, поэтому у больных с хроническими тяжелыми аллергическими заболеваниями часто диагностируется недостаточность коры надпочечников.

Не секрет, что влияние высших отделов центральной нервной системы в значительной степени реализуется через гипоталамус. Известно, что и у аллергиков в патологический процесс также вовлечен этот орган. Изменение функций гипоталамуса приводит к нарушению в организме процессов адаптации и отрицательно сказывается на обмене веществ. Гипоталамус через гипофиз воздействует на эндокринную систему, усиливая таким образом проявления аллергии. Этим объясняется и тот факт, что нарушения функции самого гипоталамуса также провоцируют развитие аллергических реакций.

Лечение в формате 3D

Именно с нервными потрясениями связаны у многих больных проявления бронхиальной астмы. Причем стрессы играют в этом случае двоякую роль: они способны как провоцировать развитие болезни, так и тормозить очередной ее приступ.

До открытия аллергенов астма вообще считалась исключительно нервным заболеванием и описывалась в медицинских учебниках как asthma nervosa. Врачи справедливо полагали, что важную роль в развитии этой патологии играют психологические факторы, такие как депрессия, тревожность, агрессия и т. д. Но затем произошел крен в другую сторону, и астму стали лечить с помощью одних лишь медикаментов (в том числе гормональных лекарств).

Тот же узкий подход коснулся и других аллергических недугов. Сегодня многие считают, что атопический дерматит – это заболевание, якобы касающееся только кожи, что астма – это нарушение одних лишь дыхательных путей, а «сенной» насморк и конъюнктивит – патология исключительно слизистой носа и глаз. Между тем мировая медицинская наука накапливает все больше фактов, призывающих смотреть на аллергию гораздо шире.

Комплексный подход лечения этого недуга предусматривает целый арсенал методов, помогающих активизировать ряд систем организма и быстро добиться стойкого результата. В частности, при лечении аллергии используются иглоукалывание, точечный массаж, элементы рефлекторно-мануальной терапии.  Полезны и психотерапевтические техники (чаще всего классический и эриксоновский гипноз, специальные приемы нейролингвистического программирования (НЛП), суггестии). Они помогают ликвидировать устоявшиеся и «разросшиеся» негативно-психоло­гические, психорефлекторные установки на потенциальную аллергию. Существенно повышают эффективность вышеперечисленных приемов нейротерапии и психотерапии гомеопатические средства. Представители мировой медицинской науки, занимающиеся проблемой аллергии, уверены, что такой комплексный подход позволит резко повысить эффективность ее лечения и профилактики.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы