Инициатива Министерства транспорта пока не оформилась в законопроект или поправки к действующим статьям. Она лишь проходит стадии проработок и согласований, однако уже вызвала широкие дискуссии в обществе. Предлагается брать плату за пересечение границы с автомобильного или железнодорожного транспорта под предлогом ремонта и обустройства существующих пунктов досмотра.
Для легковых машин будет заявлена одна такса, для грузовиков вторая, а для большегрузов и железнодорожных вагонов планируются расценки, исходя из перевозимого тоннажа.
«Вопрос реформирования системы пунктов пропуска прорабатывается по итогам заседания августовской Государственной пограничной комиссии, — заявляется в официальных комментариях Минтранса России. — Текущее состояние пунктов пропуска, а также темпы их модернизации и развития, должны соответствовать требованиям экономики и удовлетворять спрос граждан на быстрое и комфортное пересечение границы».
Другими словами, проблема кроется в низкой пропускной способности границы. Скапливаются слишком большие очереди, в особенности в период отпусков. Кое-где автомобилисты ночуют за рулем. Причем, отвлечься и отдохнуть невозможно, так как поток движется не переставая к зоне проверки и досмотра.
По мнению специалистов Минтранса России, в первую очередь необходимо сократить время простоя на границе, в том числе за счет введения электронной очереди, а также создать максимально комфортные условия для граждан. На пунктах досмотра хотят построить всем известные дьюти-фри, логистические сервисы, установить банкоматы, открыть капсульные гостиницы и пр.
Чиновники уже подсчитали, что для благоустройства 314 существующих пунктов пропуска и для строительства новых в местах наибольшего скопления транспорта потребуется до 250 млрд рублей.
Расходы это немалые, а при существующем дефиците средств государство не располагает большими бюджетами. Часть капиталовложений предлагается инвестировать из сторонних источников. А отдавать долги можно за счет дополнительных сборов за пересечение границы. По заявлениям Минтранса России, «вопрос платы изучается в составе общего комплексного подхода только относительно транспортных средств, не предполагает взимание платы с физических лиц и не является вопросом ближайшей перспективы».
«Эта инициатива Министерства транспорта стала абсолютной неожиданностью и удивляет смелой новизной, — рассказал автомобильный эксперт Игорь Моржаретто. — Я еще не припомню ни одной страны в мире, где бы собирали деньги за пересечение границы с автомобилистов. У железнодорожников кое-где есть похожие финансовые обязательства, но частные автомобили везде проезжают бесплатно. Обсуждать эту инициативу можно лишь в том случае, если плата за проезд через границу будет взиматься на альтернативных основах, то есть на переходах, специально выстроенных на новых участках. Тогда это логично, так как при сохранении бесплатных пунктов пропуска транспорта будет возможность цивилизованно и без очереди проехать через новые».
Останутся ли бесплатные переходы, пока официально не сообщается. «В любом случае сначала будет проведена тщательная экспертная, правовая и экономическая оценка, а также широкое общественное обсуждение, — пишет пресс-служба ведомства. — Результаты будут проанализированы и вынесены на рассмотрение правительства».
«Другое дело, как к этой инициативе отнесутся наши соседи за рубежом. А это тоже важно, ведь пограничный переход сооружают две страны. А у них свои взгляды на бизнес», — резюмирует Игорь Моржаретто.